Рецензия на фильм "Молчание ягнят" Джонатана Демме
Именно после "Молчания Ягнят" о Ганнибале Лектере заговорили серьезно. Именно в "Молчании ягнят" роль Ганнибала исполнил неподражаемый Энтони Хопкинс, тем самым, закрепив за собой право на первую ассоциацию с именем самого популярного серийного убийцы.
Но давайте, прежде чем расхваливать фильм и игру актеров, как и положено, для начала скажем пару слов о самой книге, по которой был снят фильм.
Обложка первого издания |
Собственно, все в нашем мире подвержено подобной интерпретации и способам познания. Кинематограф - не исключение.
В "Молчании ягнят" американского режиссера Джонатана Демме главный стержень, на котором строится фильм является именно психологическая игра между доктором психиатрии Ганнибалом Лектером и молодой студенткой Академии ФБР Кларисой Старлинг. Именно после этого фильма и стала популярна фраза "психологическая игра".
Собственной персоной |
Позвольте представиться: Клариса Старлинг |
Стремление женщины показаться сильнее, быть похожим в этом на мужчину - мне кажется в этом надо искать ответ на вопрос. Не лишним здесь будет вспомнить, что если брать более глубинные аспекты этого вопроса, то можно сказать: женщина архетипично выражает центростремительное движение, тогда как мужчина - центробежное. Женщина стремится к своему центру. А что находится в центре? Покой. Великое движение всегда происходит на периферии. Чем ближе к ней - тем стремительнее, быстрее течет жизнь. Как течет сейчас, в 21 веке, наша жизнь? Мы живем в эпоху, когда наше время расписано по секундам. Чем больше капитализация времени - тем быстрее летит наша жизнь. Наиболее быстро движущаяся точка в катящемся колесе находится на его ободе. Мы, живя в эпоху сумасшедшего ритма мегаполиса, находимся на самой периферии нашей реальности. Мы все ближе и ближе подходим к его концу, время летит все быстрее и быстрее, закручиваясь с такой силой, что замыкается из внешнего времени, которое планирует по секундам современный человек, на его внутреннее время, которое бесценно, таким образом превращаясь в подобие ленты Мёбиуса.
В различных религиозных доктринах существует различные название этого времени, замкнутого в самом себе. У древних иранцев оно называлось "чархи-фаляк" ("колесо рока"). Это колесо в концу цикла раскручивается с такой мощью, что в конце-концов слетает со своей оси, знаменую этим самым начало нового цикла, новой манифестации человека и нового, пока еще медленно набирающего скорость колеса.
Мы с вами живем в завершающей стадии этого цикла, колесо скоро слетит со своей оси. Но женщина, и тогда, и сейчас стремится к центру этого колеса - где времени нет, где есть только покой и умиротворение.
Еще разок |
Здесь не лишним снова будет вспомнить детектива Уилла Грэма из первого романа "Красный Дракон". Для Грэма Ганнибал был "вторым центром", двойником, иначе говоря. Ужас, что скрывается за этим осознанием овладевал и без того нездоровым разумом Уилла, и каждая мысль о Лектере рождала в нем приступ страха перед своим "вторым-Я" (я намеренно не хочу использовать нелепые фрейдистские термины типа "Сверх-Я", это совсем другое).
Старлинг, которой пока не ведомо, что такое убийство, не знакомо чувство, из-за которого сходит с ума Уилл Грэм. Для нее, экзистенциальная ситуация еще тяжелее: она хочет убежать к себе, в маленькую уютную деревенскую комнатку, где царит покой и безмятежность. Но там уже сидит Ганнибал Лектер.
Кстати говоря, ни Харрис, ни Демме не хотят решать эту проблему (оставляют ее решение за зрителем?), в конце-концов, это ведь не Тарковский режиссер. Вместо этого Демме разыгрывает потрясающий экшн, который захватывает все сильнее и сильнее, чем ближе к концу фильма.
Крофорд: партнер Лектера |
Крофорд - это некий абсолютно отчужденный от самого себя персонаж, который помогает своим подопечным, Грэму и Старлинг "найти себя". В этом они очень похожи с Лектером, с той лишь разницей, что Лектер-то себя все-таки нашел и отпускать не собирается. Было бы крайне любопытно понаблюдать за их беседой друг с другом. Как будто два учителя пришли поделиться опытом. (Но это, конечно, только мысли вслух).
Убийца, снова, как и водиться, в книгах Томаса Харисса, играющий совсем уже второстепенную роль (даже складывается такое чувство, что Харрису просто необходимо написать что-то остросюжетное, чтобы был какой-то экшн, и ему ничего не остается, как вводить в свои романы "главных убийц" - серийников, за которыми гоняются герои его книг), отличается весьма интересной особенностью: он сдирает кожу со своих жертв.
Старина Эд |
В фильме гораздо сильнее чем в книге показано, что Гам, это попросту больной ублюдок. Такого даже диагностировать неинтересно, с этими ребятами сразу все понятно.
Но какой потрясающей стилистикой наградил Гама и его дом Демме. Это по-настоящему дом серийного убийцы-психопата, с колодцем в подвале, где он держит своих жертв. Ни в какое сравнение с домом Фрэнсиса Долархайда (что намекает на психическое состояние последнего)! Сцена, где Гам ходит с прибором ночного виденья - безусловно, одна из лучших режиссерских находок: снято потрясающе.
Кстати о доме Гама. Похоже, Джонатану Демме не чужда толерантность и политкорректность: в доме серийника аж два замечательных места, которых украшает (внимание!) - свастика! Это буквально на секунду попавшее в кадр постельное белье Гама и небольшой плакат, висящий на стене, с надписью: "America, open your eyes!". Ну конечно! Если серийник, то значит - нацист. Говоря о толерантности нельзя не отметить еще одну интересную находку режиссера: чернокожего Барни. Получилось забавно.
Еще раз: Гам - абсолютный псих. Актер, его играющий, Тед Левайн - что о нем сказать. Роль его отыграна настолько, насколько позволяло отыграть ее место, отведенное под эту роль.
Джейм Гам и Прелесть |
Сцена заканчивается в смертельном напряжении: отморозок Миллз испачкал Старлинг в собственной сперме, во всех камерах заключенные будто бы рехнулись (их можно понять) и тут вдруг раздается крик Лектера: "Подойтите сюда, Клариса!". Теперь уже Клариса бежит к единственной камере, от которой не исходит зла (какая ирония!). И здесь Ганнибал между строчек говорит замечательную фразу: "Загляните в себя, Старлинг". Снова режиссерская версия блещет элементами, которые лишь изредка показывают свой блеск в романе Томаса Харриса.
Одним из ключевых моментов и книги, и, особенно, фильма является побег Лектера. Описывать и восхищаться этими сценами - не для этого пишется рецензия. Можно лишь сказать, что некоторые моменты, придуманные Демме, нашли свое отражение во многих кинолентах, снятых позже (например, маскировка Лектера).
Фильм идет два часа и его действие охватывает несколько штатов и сотни различных мест. Но, как уже было сказано выше, весь фильм проходит в камере Ганнибала Лектера.
И вот, камера пуста. А Лектер на свободе. Что случается с центром, который обрел собственное бытие, стал существовать сам по себе и во имя себя. То же, что и с колесом, слетевшим с собственной оси. Это конец цикла. В нашем случае это конец фильма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий