Искусство и Политика
За почти два десятилетия Neue Slowenishe Kunst взбудоражило своей тоталитарной эстетикой искусство и политику в Словении, в большей части Югославии и даже за её пределами, в Европейском союзе и Америке. Кроме своего наиболее известного аспекта, группы Laibach, NSK состоит из групп, посвящённых живописи, искусству перформанса и философии.
Петер Млакар возглавляет Департамент Чистой и Прикладной Философии. Весьма интеллектуальный и очень дружелюбный, он согласился на интервью о магии, искусстве и политике.
Мистер Грег: NSK, насколько я понимаю, сосредоточено на абсолютной лояльности и дисциплине по отношению к собственному художественному видению и эстетике. Так же как солдаты клянутся в верности своей стране, члены NSK клянутся в верности друг другу и своему видению. Так ли это?
Петер Млакар: Если мы сконцентрируем внимание на решимости солдата быть абсолютно лояльным, беспрекословно повиноваться приказам, подчиняться воле своего командира, чтобы защищать свою страну независимо от того, что с может с ним произойти (даже при большой вероятности смерти), это приведёт нас к анализу души солдата, к сути его бытия, а вовсе не к важности его страны. В своей решимости солдат видит действие нечто очень сильного. Нечто, превышающее его собственную частную, конкретную жизнь, но в этом нечто его жизнь имеет свой смысл. То есть нечто, манифестирующее себя как некоторый вид потребности, в которой он находит удовлетворение, заключительную реализацию своей жизни.
Если мы попробуем описать, какова эта потребность, этот Закон, которому мы должны повиноваться, то мы обнаружим, что это – само Небытие, самое последнее местоположение всякого Смысла, чистое удовольствие в самой своей сути. То есть ничто, которое связано с жизнью и миром, но оно даёт жизни и миру Смысл. Оно не доставляет удовольствие, но удерживает нас как последняя и мощнейшая сила. Таким образом своим описанием оно доказывает, что последнее Место, последнее удовольствие является абсолютно трансцендентным. Поэтому и столь пустым, без причины. Только тогда, когда этот Прицип работает, повиновение стране наполнено смыслом и имеет силу.
Наша дисциплина в качестве членов NSK базируется на этом Принципе. Быть подчинённым чему-то, что не существует, поскольку не существует Принцип, о котором я сейчас говорю, и который не имеет ничего общего с этим миром. Наше повиновение дисциплине NSK не имеет никакой причины, возможно (в смысле земных удовольствий) из-за славы, женщин и денег.
Мистер Грег: Вы полагаете, что искусство NSK способно изменить политику? Каким образом?

Мистер Грег: Пытается ли NSK с помощью своего искусства и деятельности изменить мир в целом? Или оно больше сосредоточено на художественном и интеллектуальном мирах?
Петер Млакар: NSK – это, главным образом, духовное государство. Государство, которое меняет и фиксирует вещи в головах. Карты и границы – первичные понятия, являющиеся материальной силой, которая перемещает границы и производит карты. Можно сказать, что эта точка зрения не имеет ничего общего с конкретной жизнью, с реальной географией. Какая наивная позиция! Мы – причина, из которой проистекают следствия. Когда мы говорим, что политика является высшей формой искусства, эта политика, которая является всеобъемлеющей, всесторонней силой во всём социальном мире, эта политика – искусство, вызывающее чувства своей ментальной мощью, изменяющее образы в наших головах и придающее жизни смысл. Если мы рисуем образы потерянного рая, чтобы развлечь, то какая душа отныне может быть безмятежной? Поэтому мы рассматриваем себя как политиков, и из-за своего глобального характера государство NSK является Интернетом политических субъектов.
Мистер Грег: NSK насыщено магическими символами. Как нам их интерпретировать?

Мистер Грег: Как вы реагируете на доказательства того, что Магия в своей сути является злом, в противовес доказательствам тех, кто считают, что Магия – это просвещённый путь к познанию себя и социальному изменению?
Петер Млакар: Если мы скажем словами Кроули, что магия – это высшее, самое абсолютное и самое божественное знание натуральной философии, основанное на следующем принципе: "в природе одно событие следует за другим неизбежно и постоянно без вмешательства какого бы то ни было духовного или персонального посредничества" (скажем так, без какого бы то ни было трансцендентного вмешательства), что природа – непрерывный феномен, что вещи связаны, и что поэтому "магия является наукой и искусством изменения, происходящего в соответствии с волей", то связь между природой и человеком, которая должна быть причиной изменений в природе, "является практической способностью приводить в надлежащее движение необходимые силы". Человек, если он поступает согласно своей истинной воле, обладает "содействующей ему инерцией вселенной", поэтому он может покорить вселенную, которую осознаёт по своей личной воле.
![]() |
Кроули |
Мистер Грег: Лично вы верите в магию?
Петер Млакар: Конечно, воздействие на природу или внешний мир в соответствии с нашей волей существует. Конечно есть изменения в природе в результате наших решений. Вся человеческая практика доказывает это. Инструменты этого воздействия – разум, эмоции, инстинкт, желание удовольствия, любви или ненависти. Если мы называем магией изменение объективной реальности посредством нашей волей, сопровождающейся знанием естественных законов, то всё в порядке. Но если мы основываем её, к примеру, на каких-то тайных словах (на "абракадабре", дающей нам абсолютную власть над природой), которые обозначают внутреннюю сущность свойств природы, то обычно это не срабатывает. Проще говоря, вы потерпите неудачу в абсолютном смысле. Жизнь, вселенная, опыт, власть материальности демонстрируют нам это. Я принимаю некоторую возможность того, что существуют формулы, специальные слова и объекты, методы, оракулы, проклятия, молитвы, которые могут привести в движение вещи вне меня согласно моей воле, но они являются инструментами, данными нам по милости Неизвестного Бога. Возможно, эти методы – "симулякры" чего-то такого, что мы ещё не знаем, но они производят ограниченные эффекты.
Мистер Грег: Вы много пишете о Боге. Как вы представляете себе Бога?
Петер Млакар: Бог – это Бог. Абсолют абсолюта. Чистая трансцендентность. За пределами ничто и Бытия. Да, даже ничто находится после него. Он – прежде него, но не в смысле Бытия. Всё – внутри, под или над Ним. По отношению к Нему мы не можем сказать, существуют вещи или нет. Однажды я написал: "Потому что неопределённо более значительным чем то, что Земля круглая, является то, что Бог есть Бог". Никакой факт опыта, никакая наука не может дать нам что-то более правдивое чем то, что Бог – это Бог. Это экстремальный, радикальный термин; если быть более точным, то Не-термин в Не-мире с Не-жизнью и Не-логикой.
Мистер Грег: Полагаете ли вы, что, практикуя магию, человек может стать ближе к Богу, или исполнять Волю Бога?
Петер Млакар: Никто не достигает Бога, просто практикуя магию. Занятий магией не достаточно. Лучше я скажу так: "Магия не может достигнуть Бога, потому что Бог (в обычном значении Бытия или Не-бытия) не существует. Если магия связана с любовью, то шансов на то, что он позволит нам прийти к Близости в своёй вечной Отдалённости, становится больше. Если она связана со злом и ненавистью, что является нашей проблемой, то появляются трудности, эффекты незначительны, цель недостижима. Да, все должны быть очень, очень злы, чтобы заполучить Его внимание.
Мистер Грег, 2002 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий