Сколько стоит удар человеческого сердца?
Время - главный и центральный стержень человеческого существования. Вся человеческая жизнь пронизана концепцией Времени, которое, по словам Канта, является трансцендентальной категорией, через призму которой мы воспринимаем весь окружающий нас мир и все события этого мира.
Что такое секунда? В Древнем Вавилоне взяли тысячу юношей. Крепких, красивых, двадцатипятилетних. Замерили их пульс. Получили то, что мы, наследники римской цивилизации, называем "секундой", то есть двойным ударом сердца ("secunda" - лат., "вторая"). 60 ударов сердца - это уже минута. Умножим еще раз на 60 - получим час.
Из этого следует, что все, что человек измеряет временными интервалами связанно с ритмикой его собственного сердца. Более того, - единица расстояния, метр, - также является величиной которое свет проходит в вакууме за примерно 1/3000000 долю секунды. Космос человек меряет ударами своего сердца.
К такой вещи как концепция Времени человек сам по себе прийти не может. Обычная продолжительность, текучесть событий никак не связана с такой фундаментальной вещью как Время. Исходя из того, что что-то ушло, а что-то пришло, что кто-то умер, а кто-то в этот момент родился, человек никогда не придет к идее Времени.
Время рождается из глубокого экзистенциального переживания человеком собственной конечности, что он когда-нибудь умрет. "Смертный!" - так мы можем сказать только человеку. Хотя и животные тоже умирают, но животные не переживают времени, они живут в безвременье и смерть для них это обычная гибель как случайного существа. Смерть же для человека - фундаментальная единственно трансцендентная категория, которая присуща человеку и только человеку, и из отношения к смерти вырастает само качество и класс человека как носителя в себе этой фундаментальной частицы, отличающего его от всего Космоса.
Время рождается из глубокого экзистенциального переживания человеком собственной конечности, что он когда-нибудь умрет. "Смертный!" - так мы можем сказать только человеку. Хотя и животные тоже умирают, но животные не переживают времени, они живут в безвременье и смерть для них это обычная гибель как случайного существа. Смерть же для человека - фундаментальная единственно трансцендентная категория, которая присуща человеку и только человеку, и из отношения к смерти вырастает само качество и класс человека как носителя в себе этой фундаментальной частицы, отличающего его от всего Космоса.
Эта частица, которая находится в сердце представителя рода людского - и есть его подлинная сущность, плотно спрессованное темное чугунное ядро, отвечающее за человеческую индивидуальность, и есть та абсолютная конечность, которую люди и привыкли называть Смертью.
Получается самое интимное, самое сакральное, что есть в человеческом сердце - его Смерть, является единственной ценностью, в сравнению с которой весь остальной Вечный Космос - представляется неумолимым Роком, стремящимся поглотить это время, эту черную точку в слабом, конечном человеческом существе. Но эта точка - подобна точке в Декартовой Системе, которая определяет координаты протяженности Вселенной, и ставит центр Вселенной именно в этой точке. Из этого и следует глубочайшее переживание человеком своей центральности, и, связанной с этой центральностью миссией, потому что, только он - носитель Смерти и является подлинным центром, выколотой точкой на белом листе гомегонности Бытия.
Таким образом, человек, его конечность, выраженная в биении сердца является единственной ценностью, которое холодное Бытие хочет выкачать и разогреть оным самое себя.
Каким образом можно выкачать этот ресурс из человеческого сердца? Для этого надо создать то, что называют Обществом.
Общество является инструментом по отчуждению внутреннего времени человека. Об этом отчуждении фильм голливудского режиссера Эндрю Никкола "Время".
Давайте попробуем, используя наши небольшие знания, посмотреть на фильм не как на очередную голливудскую поделку, которых американская киноидустрия клепает ежегодно, а как на иллюстрацию фундаментальных законов человеческой реальности.
11/22/63 |
Фильм "Время" снят новозеландским режиссером Эндрю Никколом, известным мастером в жанрах фантастических остросоциальных антиутопий. Первая серьезная работа новозеландца - фильм "Гаттака", заслужил огромное внимание со стороны зрителей и собрал не малое число кинонаград и высоких оценок кинокритиков. Фильм задает направление, которое выбрал молодой режиссер: недалекое будущее, враждебная реальность, в которую выкидывается главный герой и его стремление выжить и положить конец тирании, вскрывая подлинную сущность лицемерной реальности. Таковы "Гаттака", "Шоу Трумана", "Время". Замечательной социальной комедией стал фильм "Терминал" по сценарию Николла с гениальным Томом Хэнксом в главной роли (в качестве враждебной реальности - обычный аэропорт с его дурацкими законами).
Изначальное название фильма "I’m.mortal". То есть "Я, смертный". "Смертный", как уже было сказано - это альтернативное название человека, указывающее на его конечность, смертность. Таким смертным является главный герой фильма, Уилл Салас. Салас тот, кого Карл Маркс бы назвал представителем пролетарского класса. Любопытная этимология слова. Буквально, proles - значит "род", "потомство". Proletarius - тот, кто производит потомство, продолжает род. Иными словами - задача таких людей просто жить и продолжать свой род. Низший класс, ни на что другое более не годный. Эти люди всегда были, этих людей всегда большинство. Мережковский заметил в своем дневнике, что единственная творческая функция таких людей - это рожать детей, "больше они ни на что не годятся". Точно по-маркистски!
Уилл работает на заводе и производит "временные накопители" - некие кредитные карточки, на которых можно перечислить время. Смотря на простой день Уилла, человека живущего, пусть не в далеком, но, в будущем не делаешь практически никаких отличий от человека живущего сейчас, в веке 21-м. Проснулся, быстренько позавтракал - побежал на работу. Монотонная однообразная работа, потом - домой, покушал, помылся. Потом в бар... И так каждый день. Ничего не напоминает?
Так живет большинство современных людей. Так живут миллиарды людей на планете. Карл Маркс в своих экономико-философских рукописях 1844-го года писал, что у человека отняли его собственное время и нашли этому времени, якобы, достойный эквивалент - деньги. На самом деле, пишет Маркс, ничего общего со временем, отчуждаемого у человека с валютой в виде денег нет вовсе. Никакое золото не может обеспечить то, что находится в сердце человека - бесценный экзистенциальный ресурс.
Позже Маркс отошел от этих, как мы сейчас можем сказать, экзистенциальных, интимных человеческих позиций и начал заниматься другими конъюктурными вещами, тем самым отодвинув на добрые сто лет то, что получило название "экзистенциальная философия".
Корень же этой интуиции, интуиции Маркса, Энгельса, Ленина, Сартра, Лукача - находится в глубокой метафизике, от знания которой даже перечисленные мэтры европейской мысли были весьма далеки. Не заходя в дебри этой сложной метафизики, укажем только, что внутреннее время, которое нас интересует, и которое у нас отчуждают, прекрасно иллюстрировано в зороастрийской религии, в которой время - это свет, который бог тьмы Ариман похитил у своего брата Ахура-Мазды и спрятал в земле. Задача жрецов зороастрийской религии - выкачивание этого света из земли и возгонка его наверх - к Богу-Отцу. (В скобках заметим: в алхимии - золото - это плененный солнечный свет, негативный полюс светила. И именно золото стало, точнее было, до бретонвудских соглашений, гарантией денежной валюты). И современные технократические жрецы занимаются тем же, что и их предшественники на протяжении тысяч лет: выкачивают наше время и отправляют его наверх. Это темная, магическая операция, которой каждый день занимаются сотни тысяч людей - от работников Макдональдса до яппи с Уолл Стрит.
Как действует этот механизм отчуждения? Человек устраивается на работу в офис (или, как Уилл Салас, на завод, или продавцом-консультантом, не важно). Ему предлагают сидеть в офисе с 9:00 до 18:00 с часовым перерывом на обед (который вычитается из рабочего времени). Все это время, он работает с кучей бумаг, клиентов, звонков, интернет-информацией. Его коллега по несчастью находится в шахте и точно так же работает в забое и очень радуется, когда перевыполняет норму: приедет депутат, ему пожмут руку, послюнявят пальцы, подарят цветы, сфотографируются на память, а заметку напечатают в газете. Может даже по телевизору покажут. Фото будет взято за основу для рабочего плаката: "Работай как товарищ Стаханов! Чтоб товарищ Сталин спасибо сказал!".
Когда эти два приятеля встречаются, шахтер жалуется, что очень устал работать в шахте сегодня. На что его приятель отвечает: "Это еще что! Вот я сегодня пол дня сидел "Вконтакте", потом пол дня делал вид что работал"...
Вместо того, чтобы заниматься собой, своим временем, тем, к чему ты предрасположен, тем, что не отнимает у тебя времени, человек сидит в офисе или работает на заводе, на работе к которой не имеет ни малейшего интереса. Ему платят за бесценное личное время жалкие 1000$. Человек покупает гамбургер в Макдональдсе за свое личное время, деньги, которые он отдал за это время - это ничто, так как потребительская корзина таких гигантов как Макдональдс - это жалкие проценты. Главное - это акции Макданольдс. Человек перевел свои часы в деньги, не подкрепленные уже даже золотом, а просто поменял их на бумагу, покрашенную в зеленую краску. Потребительский спрос стимулирует рост акций Макдональдс, но не так сильно как реклама и пиар. И ту сверхприбыль он получает не за то, что продал на миллион гамбургеров больше, а за то, что умел сыграть на разнице в стоимости акций. Но, так как и время человека не подкреплено ничем, ибо он растрачивает его впустую, конвертируется в бумагу, та, в свою очередь, также ничем не обеспечена. Бумага конвертирует в акции, которые также уже никакой связи не имеют с бумагой и существуют сами по себе. Последним, подлинно магическим актом, является операция по переводу этих акций в биты информации, отображающихся только на экране монитора. Вот вам и современное общество! Вот вам и тысячелетний оккультизм! Время человека - его золото, было украдено и передано наверх! Говорят, такова жизнь, это называется просто работать, зарабатывать на жизнь. Но это вранье.
Правду нам в фильме раскрывает Генри Гамильтон, 105-ти летний "старик", которого Уилл спасает из передряги. Гамильтон рассказывает Уиллу зачем нужны часовые барьеры, повышение цен, налоги. "Стоимость жизнь растет, чтобы люди продолжали умирать".
Что такое прогресс? Прогресс - это увеличение капитализации человеческого времени с целью еще большего понижения его энергетического потенциала. С китайского рикши много не возьмешь и с вавилонского раба много не возьмешь - разве что замучать их работой до смерти. Все равно, после 10, 12, 16 часов рабочего дня он придет к себе в хижину и останется наедине со своим сердцем. Однако раб, которого постирали, помыли, просушили, надели на него костюмчик и повесили бейджик с именем, офисный планктон, придя домой, не остается наедине со своим сердцем. Он остается с новой системой, которая призвана забрать то, что не решался забрать ни фараон, ни кесарь, ни китайский император. Он будет сидеть в интернете, загарать в солярии, ходить в фитнесс зал, начать заниматься каким-нибудь модным видом спорта, тусить в клубе, играть в компьютерный игры.
Все, человек закончился.
Вполне возможно, не встреться Уилл с Генри Гамильтоном, так и сдох бы у станка, помогая матери с выплатой кредита. Однако, по Марксу, пролетариат необходимо "зажечь", сам по себе класс этот довольно аморфный, необходима "сила со стороны". Эта сила - знание, которое получает Уилл. Конечно, мистер Салас не Че Гевара, не Ленин. Уилл, скорее, добрый парень, нежели радикал-революционер. И эта его сущность максимально раскрывается в конце фильма.
Но пока рассмотрим персонажей "Времени", т.к. представляют они из себя интерес весьма не малый.
Мать Уилла. Типичная "продолжительница рода", таких имел в виду Мережковский. Интересно, какого зрителя не передернуло от момента, где она садится в автобус, но водитель не доволен, что у нее нет достаточно времени за проезд. Наша бы русская женщина как следует прикрикнула бы на этого лопоухого щенка, да еще, того и гляди, сумкой бы по башке приложила. Мать же Уилла, когда у нее остается полтора часа до смерти... выходит из автобуса! Ошибка сценариста, написавшего слабую сцену? Нет - обычная сцена с рядовым терпилой, на которых обычно воду возят.
Борел, друг и коллега Уилла. "Каждый пролетарий в душе мечтает стать буржуа". Эта аксиома Ильича как нельзя точно определят Борела. Что он делает со временем, подаренным ему Уиллом? Пропивает в баре. Может быть именно поэтому нищие всегда будут внизу, в гетто, в трущобах, в гарлемах, потому что, где бы ни были эти люди, всегда они будут нести с собой разруху? Эти люди не умеют обращаться со своим временем. Возможно, добрые в душе, но они никогда не станут хозяевами своей судьбы и всегда будут зависеть от обстоятельств. От обстоятельств времени.
Раймонд Леон. Страж Времени. "Меня не интересует справедливость. Меня интересует только то, что можно измерять и посчитать". Это одна из самых сильных фраз фильма. Стражи живут одним днем, каждый день их время пополняется на сутки диспетчером. Что есть у Стража Леона, чего нет у обычного пролетария, типа Саласа? Стабильности. Это невольно напоминает совесткий строй, по которому у людей, еще помнящих те времена сохранилась четкая память о том, что сегодня ты был уверен в твоем завтра. Интересен молодой чернокожий напарник Леона Джагер. Я не хочу каламбура, но вместе они напоминают Глеба Жеглова и Володю Шарапова. "Вор должен сидеть в тюрьме!!" - особенно если этот вор украл время. Вспомнить "Место встречи изменить нельзя" и ту собачью ничтожную жизнь, которую проживает Жеглов и сравнить ее с жизнью Раймонда Леона. Найдите пять отличий. Спорю, не найдете ни одного. Ну разве что, Леон, как это и полагается по-голливудски стилен.
Стражей закона никогда не волнует справедливость, и молодые Шараповы и Джагеры этого еще не понимают. "Прослужишь 50 лет в Стражах Времени - поймешь". Их волнует исполнение закона. Верховный принцип. Непонятно на что рассчитывал Филипп Вайс, предлагая ему взятку. Данная категория людей стоит по своей внутренней иерархии на ступень выше таких людей как Борел. Они дисциплинированны внутренне, в отличии от простого работника цеха. Но они также не знают куда тратить свое время, потому что оно у них и отчуждается на ступень выше и на единицу в час больше чем у пролетария. "Уж лучше я буду жить стабильно одним днем, чем рисковать и брать ответственность за такую свободу" - так мыслит страж закона. (Хотя заметим, что наши менты не стесняются, в отличии от Жеглова и Леона брать взятки. И, посмотрите, - как бездарно они тратят эти деньги).
Филипп Вайс - последний интересный персонаж. Бессмертный, богатый, стоящий на самом верху социальной пирамиды. Один из тех, о которых упоминает Гамильтон.
Эволицюционист. "Дарвинистский капитализм - разве это не справедливо?". Эти люди всегда были наверху. У этих людей всегда костюмы от Кардена, бриллианты на руках и в ушах, самые дорогие автомобили, самые изысканные наряды. Вся их роскошь - это то, что было выкачано из таких вот саласов и переконвертировано в предметы роскоши для вайсов.
И как тысячи лет назад - во времена вавилонских царей и египетских фараонов, когда у рабов отчуждали время и конвертировали это в такие предметы сверхроскоши как дворцы и усадьбы с детальнейшими барельефами и резьбой по камню, инкурстированными драгоценными камнями усыпальницы, саркофаги, дороги к храмам и прочее и прочее, - так и сейчас существует сверхроскошь которая никому не нужна: огромные яхты, на которых один раз выйдут в залив и то - чтобы устроить вечеринку, дворцы, пустующие 360 дней в году, и прочее и прочее и прочее...
"Зачем им столько?!" - вопрошает обитатель мегаполиса, "неужели все мало?". Мало! Но мало не потому, что не хватает старого, а потому что - у нас еще осталось много времени, и его надо отнять, иначе оно может представить опасность для правящих элит. Люди, управляющие своим временем, всегда представляют опасность. Именно поэтому, работник всегда делает вид, что работает, когда мимо проходит начальник. Чтобы не подумали чего.
Фильм "Время" мог стать тем, чем стала культовая "Матрица". Но, видимо, ни задачей, ни сил не было у съемочной группы, чтобы осуществить такую исполинскую идею. Именно поэтому про фильм было много ворчливых отзывов, типа "эх, такую идею профукали!..."
Но, мне кажется, фильм, за своих неполных два часа, прекрасно показал то общество, к которому по инерции катится человечество. Когда человек станет просто терминалом, через который будет идти информационный поток. Полностью зависящий от сети человек с полной потерей личности. Уже сейчас молодежь представляет из себя жалкое зрелище, выделяющееся индивидуальностью только в Сети. Встретишь такого на улице - сразу видно с кем имеешь дело. А ведь они еще даже не начали работать...
Единственного чего нет в фильме - это того, кто бы мог освободить всех от диктата Времени. И это тоже любопытная особенность фильма. Что будет, если отнять все время у технократов-жрецов и раздать людям? То же, что стало с Борелом - они просто прожрут все свое время.
Почему так? Потому что есть два фундаментальных типа человека: одни - наверху, другие - внизу. И в чем-то прав циничный Филипп Вайс, это, все-таки, отбор. Первый класс людей - как царь Мидас, - к чему не прикаснутся, все превращают в золото. Вторые - все превращают в дерьмо. Посели вторых в золотые дворцы - и через месяц там по разбитым окнам будет гулять ветер, они будут кидаться греческими вазами друг в друга, у них будут плакать голодные дети, на углу продавать женщин и наркотики. Потому что такова природа человека. Такова глобальная инерция. Первый тип людей - по праву рождения концентрируют свою энергию и, чтобы сохранять покой и видимость порядка - должны оседлать вторых и выкачивать у них время. Вторые, proles, довольствуются малым, из поколение в поколения воспроизводя себе подобных.
Нужен ли человечеству Уилл Салас? Нет, не нужен . Потому что Уилл - такой же proletarius, который всего лишь узнал правду. Человечеству нужны те, которые из начала веков представляли из себя третий, скрытый класс, который всегда давили каблуком. Радикалы, подобно первым и вторым по праву рождения рождены быть несогласными. Фундаментально, интуиционно несогласными, выражающими экзистенциальный, социальный и метафизический протест.
Первые два класса существуют, как господа и рабы, потому что такова их природа, такова инерция бытия. Третий класс - бросает вызов природе, вызов бытию как таковому.
Уилл хочет всем раздать время, чтобы всем жилось хорошо. Но это родит лишь инфляцию. Это все равно что всем нам дать по миллиарду долларов. Не важно, кто мы и куда их потратим. Важно то - что рынок, в который выкинута такая денежная масса, тут же сколлапсирует и подавит денежную эмиссию огромной инфляцией. Вчера вы купили буханку хлеба за доллар, а сегодня - за миллион долларов.
Чтобы спасти людей, их не надо возлюбить. Их надо возненавидеть. Возненавидеть их господскую и рабскую природу и бросить ей вызов. Не увеличение времени (которое увеличить невозможно - ибо это величина безразмерная) - а уничтожение времени, которое отбивает секунды на руках несчастных граждан - вот задача радикала.
Уничтожение системы отчуждения времени и строительство нового общественного уклада, построенного на новых принципах справедливости, противоречащей природе человека отчуждать и присваивать чужое время, должно лечь в основу тех доктрин, что ставит перед собой человек, который не отдаст ни секунды своего внутреннего времени.
Изначальное название фильма "I’m.mortal". То есть "Я, смертный". "Смертный", как уже было сказано - это альтернативное название человека, указывающее на его конечность, смертность. Таким смертным является главный герой фильма, Уилл Салас. Салас тот, кого Карл Маркс бы назвал представителем пролетарского класса. Любопытная этимология слова. Буквально, proles - значит "род", "потомство". Proletarius - тот, кто производит потомство, продолжает род. Иными словами - задача таких людей просто жить и продолжать свой род. Низший класс, ни на что другое более не годный. Эти люди всегда были, этих людей всегда большинство. Мережковский заметил в своем дневнике, что единственная творческая функция таких людей - это рожать детей, "больше они ни на что не годятся". Точно по-маркистски!
Уилл работает на заводе и производит "временные накопители" - некие кредитные карточки, на которых можно перечислить время. Смотря на простой день Уилла, человека живущего, пусть не в далеком, но, в будущем не делаешь практически никаких отличий от человека живущего сейчас, в веке 21-м. Проснулся, быстренько позавтракал - побежал на работу. Монотонная однообразная работа, потом - домой, покушал, помылся. Потом в бар... И так каждый день. Ничего не напоминает?
Wirtschaft ist tot |
Позже Маркс отошел от этих, как мы сейчас можем сказать, экзистенциальных, интимных человеческих позиций и начал заниматься другими конъюктурными вещами, тем самым отодвинув на добрые сто лет то, что получило название "экзистенциальная философия".
Корень же этой интуиции, интуиции Маркса, Энгельса, Ленина, Сартра, Лукача - находится в глубокой метафизике, от знания которой даже перечисленные мэтры европейской мысли были весьма далеки. Не заходя в дебри этой сложной метафизики, укажем только, что внутреннее время, которое нас интересует, и которое у нас отчуждают, прекрасно иллюстрировано в зороастрийской религии, в которой время - это свет, который бог тьмы Ариман похитил у своего брата Ахура-Мазды и спрятал в земле. Задача жрецов зороастрийской религии - выкачивание этого света из земли и возгонка его наверх - к Богу-Отцу. (В скобках заметим: в алхимии - золото - это плененный солнечный свет, негативный полюс светила. И именно золото стало, точнее было, до бретонвудских соглашений, гарантией денежной валюты). И современные технократические жрецы занимаются тем же, что и их предшественники на протяжении тысяч лет: выкачивают наше время и отправляют его наверх. Это темная, магическая операция, которой каждый день занимаются сотни тысяч людей - от работников Макдональдса до яппи с Уолл Стрит.
NYSE |
Как действует этот механизм отчуждения? Человек устраивается на работу в офис (или, как Уилл Салас, на завод, или продавцом-консультантом, не важно). Ему предлагают сидеть в офисе с 9:00 до 18:00 с часовым перерывом на обед (который вычитается из рабочего времени). Все это время, он работает с кучей бумаг, клиентов, звонков, интернет-информацией. Его коллега по несчастью находится в шахте и точно так же работает в забое и очень радуется, когда перевыполняет норму: приедет депутат, ему пожмут руку, послюнявят пальцы, подарят цветы, сфотографируются на память, а заметку напечатают в газете. Может даже по телевизору покажут. Фото будет взято за основу для рабочего плаката: "Работай как товарищ Стаханов! Чтоб товарищ Сталин спасибо сказал!".
Когда эти два приятеля встречаются, шахтер жалуется, что очень устал работать в шахте сегодня. На что его приятель отвечает: "Это еще что! Вот я сегодня пол дня сидел "Вконтакте", потом пол дня делал вид что работал"...
Вместо того, чтобы заниматься собой, своим временем, тем, к чему ты предрасположен, тем, что не отнимает у тебя времени, человек сидит в офисе или работает на заводе, на работе к которой не имеет ни малейшего интереса. Ему платят за бесценное личное время жалкие 1000$. Человек покупает гамбургер в Макдональдсе за свое личное время, деньги, которые он отдал за это время - это ничто, так как потребительская корзина таких гигантов как Макдональдс - это жалкие проценты. Главное - это акции Макданольдс. Человек перевел свои часы в деньги, не подкрепленные уже даже золотом, а просто поменял их на бумагу, покрашенную в зеленую краску. Потребительский спрос стимулирует рост акций Макдональдс, но не так сильно как реклама и пиар. И ту сверхприбыль он получает не за то, что продал на миллион гамбургеров больше, а за то, что умел сыграть на разнице в стоимости акций. Но, так как и время человека не подкреплено ничем, ибо он растрачивает его впустую, конвертируется в бумагу, та, в свою очередь, также ничем не обеспечена. Бумага конвертирует в акции, которые также уже никакой связи не имеют с бумагой и существуют сами по себе. Последним, подлинно магическим актом, является операция по переводу этих акций в биты информации, отображающихся только на экране монитора. Вот вам и современное общество! Вот вам и тысячелетний оккультизм! Время человека - его золото, было украдено и передано наверх! Говорят, такова жизнь, это называется просто работать, зарабатывать на жизнь. Но это вранье.
Правду нам в фильме раскрывает Генри Гамильтон, 105-ти летний "старик", которого Уилл спасает из передряги. Гамильтон рассказывает Уиллу зачем нужны часовые барьеры, повышение цен, налоги. "Стоимость жизнь растет, чтобы люди продолжали умирать".
Что такое прогресс? Прогресс - это увеличение капитализации человеческого времени с целью еще большего понижения его энергетического потенциала. С китайского рикши много не возьмешь и с вавилонского раба много не возьмешь - разве что замучать их работой до смерти. Все равно, после 10, 12, 16 часов рабочего дня он придет к себе в хижину и останется наедине со своим сердцем. Однако раб, которого постирали, помыли, просушили, надели на него костюмчик и повесили бейджик с именем, офисный планктон, придя домой, не остается наедине со своим сердцем. Он остается с новой системой, которая призвана забрать то, что не решался забрать ни фараон, ни кесарь, ни китайский император. Он будет сидеть в интернете, загарать в солярии, ходить в фитнесс зал, начать заниматься каким-нибудь модным видом спорта, тусить в клубе, играть в компьютерный игры.
Все, человек закончился.
Вполне возможно, не встреться Уилл с Генри Гамильтоном, так и сдох бы у станка, помогая матери с выплатой кредита. Однако, по Марксу, пролетариат необходимо "зажечь", сам по себе класс этот довольно аморфный, необходима "сила со стороны". Эта сила - знание, которое получает Уилл. Конечно, мистер Салас не Че Гевара, не Ленин. Уилл, скорее, добрый парень, нежели радикал-революционер. И эта его сущность максимально раскрывается в конце фильма.
Но пока рассмотрим персонажей "Времени", т.к. представляют они из себя интерес весьма не малый.
Мать Уилла. Типичная "продолжительница рода", таких имел в виду Мережковский. Интересно, какого зрителя не передернуло от момента, где она садится в автобус, но водитель не доволен, что у нее нет достаточно времени за проезд. Наша бы русская женщина как следует прикрикнула бы на этого лопоухого щенка, да еще, того и гляди, сумкой бы по башке приложила. Мать же Уилла, когда у нее остается полтора часа до смерти... выходит из автобуса! Ошибка сценариста, написавшего слабую сцену? Нет - обычная сцена с рядовым терпилой, на которых обычно воду возят.
Борел, друг и коллега Уилла. "Каждый пролетарий в душе мечтает стать буржуа". Эта аксиома Ильича как нельзя точно определят Борела. Что он делает со временем, подаренным ему Уиллом? Пропивает в баре. Может быть именно поэтому нищие всегда будут внизу, в гетто, в трущобах, в гарлемах, потому что, где бы ни были эти люди, всегда они будут нести с собой разруху? Эти люди не умеют обращаться со своим временем. Возможно, добрые в душе, но они никогда не станут хозяевами своей судьбы и всегда будут зависеть от обстоятельств. От обстоятельств времени.
Раймонд Леон. Страж Времени. "Меня не интересует справедливость. Меня интересует только то, что можно измерять и посчитать". Это одна из самых сильных фраз фильма. Стражи живут одним днем, каждый день их время пополняется на сутки диспетчером. Что есть у Стража Леона, чего нет у обычного пролетария, типа Саласа? Стабильности. Это невольно напоминает совесткий строй, по которому у людей, еще помнящих те времена сохранилась четкая память о том, что сегодня ты был уверен в твоем завтра. Интересен молодой чернокожий напарник Леона Джагер. Я не хочу каламбура, но вместе они напоминают Глеба Жеглова и Володю Шарапова. "Вор должен сидеть в тюрьме!!" - особенно если этот вор украл время. Вспомнить "Место встречи изменить нельзя" и ту собачью ничтожную жизнь, которую проживает Жеглов и сравнить ее с жизнью Раймонда Леона. Найдите пять отличий. Спорю, не найдете ни одного. Ну разве что, Леон, как это и полагается по-голливудски стилен.
Стражей закона никогда не волнует справедливость, и молодые Шараповы и Джагеры этого еще не понимают. "Прослужишь 50 лет в Стражах Времени - поймешь". Их волнует исполнение закона. Верховный принцип. Непонятно на что рассчитывал Филипп Вайс, предлагая ему взятку. Данная категория людей стоит по своей внутренней иерархии на ступень выше таких людей как Борел. Они дисциплинированны внутренне, в отличии от простого работника цеха. Но они также не знают куда тратить свое время, потому что оно у них и отчуждается на ступень выше и на единицу в час больше чем у пролетария. "Уж лучше я буду жить стабильно одним днем, чем рисковать и брать ответственность за такую свободу" - так мыслит страж закона. (Хотя заметим, что наши менты не стесняются, в отличии от Жеглова и Леона брать взятки. И, посмотрите, - как бездарно они тратят эти деньги).
Филипп Вайс - последний интересный персонаж. Бессмертный, богатый, стоящий на самом верху социальной пирамиды. Один из тех, о которых упоминает Гамильтон.
Эволицюционист. "Дарвинистский капитализм - разве это не справедливо?". Эти люди всегда были наверху. У этих людей всегда костюмы от Кардена, бриллианты на руках и в ушах, самые дорогие автомобили, самые изысканные наряды. Вся их роскошь - это то, что было выкачано из таких вот саласов и переконвертировано в предметы роскоши для вайсов.
И как тысячи лет назад - во времена вавилонских царей и египетских фараонов, когда у рабов отчуждали время и конвертировали это в такие предметы сверхроскоши как дворцы и усадьбы с детальнейшими барельефами и резьбой по камню, инкурстированными драгоценными камнями усыпальницы, саркофаги, дороги к храмам и прочее и прочее, - так и сейчас существует сверхроскошь которая никому не нужна: огромные яхты, на которых один раз выйдут в залив и то - чтобы устроить вечеринку, дворцы, пустующие 360 дней в году, и прочее и прочее и прочее...
"Зачем им столько?!" - вопрошает обитатель мегаполиса, "неужели все мало?". Мало! Но мало не потому, что не хватает старого, а потому что - у нас еще осталось много времени, и его надо отнять, иначе оно может представить опасность для правящих элит. Люди, управляющие своим временем, всегда представляют опасность. Именно поэтому, работник всегда делает вид, что работает, когда мимо проходит начальник. Чтобы не подумали чего.
Фильм "Время" мог стать тем, чем стала культовая "Матрица". Но, видимо, ни задачей, ни сил не было у съемочной группы, чтобы осуществить такую исполинскую идею. Именно поэтому про фильм было много ворчливых отзывов, типа "эх, такую идею профукали!..."
Но, мне кажется, фильм, за своих неполных два часа, прекрасно показал то общество, к которому по инерции катится человечество. Когда человек станет просто терминалом, через который будет идти информационный поток. Полностью зависящий от сети человек с полной потерей личности. Уже сейчас молодежь представляет из себя жалкое зрелище, выделяющееся индивидуальностью только в Сети. Встретишь такого на улице - сразу видно с кем имеешь дело. А ведь они еще даже не начали работать...
Почему так? Потому что есть два фундаментальных типа человека: одни - наверху, другие - внизу. И в чем-то прав циничный Филипп Вайс, это, все-таки, отбор. Первый класс людей - как царь Мидас, - к чему не прикаснутся, все превращают в золото. Вторые - все превращают в дерьмо. Посели вторых в золотые дворцы - и через месяц там по разбитым окнам будет гулять ветер, они будут кидаться греческими вазами друг в друга, у них будут плакать голодные дети, на углу продавать женщин и наркотики. Потому что такова природа человека. Такова глобальная инерция. Первый тип людей - по праву рождения концентрируют свою энергию и, чтобы сохранять покой и видимость порядка - должны оседлать вторых и выкачивать у них время. Вторые, proles, довольствуются малым, из поколение в поколения воспроизводя себе подобных.
Нужен ли человечеству Уилл Салас? Нет, не нужен . Потому что Уилл - такой же proletarius, который всего лишь узнал правду. Человечеству нужны те, которые из начала веков представляли из себя третий, скрытый класс, который всегда давили каблуком. Радикалы, подобно первым и вторым по праву рождения рождены быть несогласными. Фундаментально, интуиционно несогласными, выражающими экзистенциальный, социальный и метафизический протест.
Первые два класса существуют, как господа и рабы, потому что такова их природа, такова инерция бытия. Третий класс - бросает вызов природе, вызов бытию как таковому.
Уилл хочет всем раздать время, чтобы всем жилось хорошо. Но это родит лишь инфляцию. Это все равно что всем нам дать по миллиарду долларов. Не важно, кто мы и куда их потратим. Важно то - что рынок, в который выкинута такая денежная масса, тут же сколлапсирует и подавит денежную эмиссию огромной инфляцией. Вчера вы купили буханку хлеба за доллар, а сегодня - за миллион долларов.
Чтобы спасти людей, их не надо возлюбить. Их надо возненавидеть. Возненавидеть их господскую и рабскую природу и бросить ей вызов. Не увеличение времени (которое увеличить невозможно - ибо это величина безразмерная) - а уничтожение времени, которое отбивает секунды на руках несчастных граждан - вот задача радикала.
Уничтожение системы отчуждения времени и строительство нового общественного уклада, построенного на новых принципах справедливости, противоречащей природе человека отчуждать и присваивать чужое время, должно лечь в основу тех доктрин, что ставит перед собой человек, который не отдаст ни секунды своего внутреннего времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий