"Богородица с Христом", 2012 |
В начале этого столетия утопическая триада – НОВОЕ ВРЕМЯ, НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, НОВЫЙ МИР – определила ту скорость, с которой возник процесс, утверждённый к настоящему времени двумя разными людьми и мирами под общим названием СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.
Фундаментальная лингвистическая структура СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, то есть МОДЕРНИЗМА, была создана в период существования разных авангардистских движений. Спускаясь в область "неэстетического", эти авангардистские движения проникли в сферу, в которую первоначально проникал ПОСРЕДНИК-ИНТЕРПРЕТАТОР-МЕДИУМ-ИДЕОЛОГ. Расцвет и упадок этих движений составил отправную и конечную точки первой, то есть УТОПИЧЕСКОЙ, стадии СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ, ограниченная периодом между двумя войнами, достигла кульминации тогда, когда тектонические силы коллективного сознания были разрушены пролетарской революцией в России и вспышкой фашистских и нацистских доктрин.
В этот период СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО получило мимолётное представление о том, как его концепция может изменить мир огнём, дымом и кровью.
Обе доктрины – ФАШИЗМ-НАЦИЗМ и КОММУНИЗМ – сочли СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО вдохновляющим методом для насильственной эстетизации и идеализации своих миров. Проблема двух этих формально идентичных миров отразила раскол: ЛЕВОЕ против ПРАВОГО, ДОБРО против ЗЛА.
Третья стадия, ПОСТУТОПИЧЕСКАЯ, началась с капитуляции ЗЛА, но не с капитуляции РАЗЛИЧИЯ, которое обозначалось, в дополнение к КОММУНИЗМУ, ФАШИЗМОМ и НАЦИЗМОМ.
ЛЕВЫЙ и ПРАВЫЙ миры, Восточная Европа с Советским Союзом и Западная Европа с Соединёнными Штатами Америки, принялись экспериментировать с двумя различными мирами и временами, которые, из-за фундаментальных отличий в своих отправных точках, фатально трансформировали в тот момент всё ещё однородное лингвистическое ядро СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
"Сеятель II", 1988. Надпись внизу: "DER EHRE GRÖßTEST TEIL GEHÖRT DEN SLAWEN" (НАИБОЛЬШАЯ ДОЛЯ ЧЕСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ СЛАВЯНАМ) |
ВОСТОЧНЫЙ МОДЕРНИЗМ и ЗАПАДНОЕ ГОСУДАРСТВО говорят на одном и том же языке, в основе которого лежит язык авангардистских движений и их идеалистических концепций общества, функционирующего в целом как произведение искусства. Закон о ВОСТОЧНОМ МОДЕРНИЗМЕ, интерпретирующий государство как свободное от конфликтов, и закон о бесконфликтном государстве, интерпретирующий ВОСТОЧНЫЙ МОДЕРНИЗМ, стали бессмысленными. Искусство было увлечено образом государства и вынуждено было с ним же и чахнуть.
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ очистил пространство и остановил время, овладев им в статическом и постоянном переживании революционного триумфа в то время, когда триада настоящего дня – НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ и ИСКУССТВО – объединена верой в то, что она ушла за горизонт и заняла свободный трон Бога.
Процессия в Скопье, 2008 |
Что касается общих отправных точек СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, то обстоятельства, при которых развивался ЗАПАДНЫЙ МОДЕРНИЗМ, были во многом противоречивы. Тем не менее, ЗАПАДНЫЙ МОДЕРНИЗМ также сохранил лингвистический код, который был создан в течение утопической стадии. В отличие от КОММУНИСТИЧЕСКОЙ системы, КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ расценивает этот код как странный, враждебный и нацеленный на ниспровержение самой основы системы.
КАПИТАЛИЗМ, столкнувшийся с этим противоборством, использует в своих интересах гиперфункциональность интерпретаторов-медиумов, которые ежедневно переводят лингвистические категории капитализма, превращая их подрывную сущность в рыночные цены. Следовательно, действия этих средств массовой информации отражены в инфляционном ускорении ЗАПАДНОГО ВРЕМЕНИ и в империалистической сути ЗАПАДНОГО ПРОСТРАНСТВА. Разлагающее вмешательство инфляции времени в структуру ЗАПАДНОГО МОДЕРНИЗМА наиболее очевидно в инфляции "-измов", в производстве ПРИСТАВОК для одних и тех же СУФФИКСОВ.
Демоническая сила символа на Западе возросла, на Востоке тоже. Во время холодной войны многие художники эмигрировали на Запад, и никого не удивляла ложная убеждённость в том, что СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, не важно, восточное или западное, настолько универсально, что классифицировано под общим названием: течение + ИЗМ. Доказательство того, что эта убеждённость лишь отражает империалистическую суть Запада, может быть наглядно продемонстрировано тем фактом, что после 1925 года закон о применении символа был усовершенствован, а его действие проконтролировано самое большее в пяти западных странах.
Мы можем завершить исследование ПОСТУТОПИЧЕСКОЙ стадии в СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ утверждением о том, что два различных контекста, в которых проводились ЗАПАДНЫЙ и ВОСТОЧНЫЙ эксперименты, лишили СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО его международного характера, каждый в своей собственной области, ОТЧУЖДАЮЩЕЙ его от религиозно-УТОПИЧЕСКОЙ функции. С ВОСТОЧНЫМ временем, законсервированным в ПРОШЛОМ, и ЗАПАДНЫМ временем, остановившемся в НАСТОЯЩЕМ, СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО потеряло свой движущий элемент – БУДУЩЕЕ. Общепринятая интерпретация текущего крушения восточных режимов скрывает обоюдно поддерживаемую иллюзию, что мир будет одинаково эволюционировать к правительству ЗАПАДНОГО типа.
Как художники с ВОСТОКА, мы заявляем, что невозможно отменить несколько десятков лет ВОСТОЧНОГО опыта и нейтрализовать его жизненный потенциал.
Развитие ВОСТОЧНОГО МОДЕРНИЗМА от прошлого к настоящему будет пронизывать БУДУЩЕЕ. БУДУЩЕЕ – это интервал времени, обозначающий различие.
Понимая, что история искусства является историей не различных внешних форм, но историей символов, мы требуем, чтобы этому РАЗЛИЧИЮ было дано название.
НАЗВАНИЕ ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА – ВОСТОЧНЫЙ МОДЕРНИЗМ.
НАЗВАНИЕ НАШЕГО МЕТОДА – РЕТРОГАРДИЗМ.
Eda Čufer & Irwin
Комментариев нет:
Отправить комментарий