пятница, 13 декабря 2013 г.

NOVI KOLEKTIVIZEM: День Молодёжи




Novi Kolektivizem были ответственны за один из величайших скандалов в Югославии, которая вступала в фазу нарастающей нестабильности и стремительного распада. В 1987 году Novi Kolektivizem приняли участие в конкурсе плаката в честь 25 мая (День югославской молодёжи) и дня рождения Йосипа Броз Тито. Их работу выбрало организационное жюри, и, в результате голосования, она победила. Плакат напечатали в "Politika", ведущей югославской ежедневной газете, и какой-то любопытный читатель заметил поразительное сходство плаката с картиной художника-нациста Рихарда Кляйна "Третий рейх" и тут же сообщил об этом прессе. Власти и страна, погружённая в романтизированную мифологию антифашистской, коммунистической партизанской борьбы, попали в крайне затруднительное положение. Плакат все ставил с ног на голову: подумать только, в коммунистической Югославии победил нацистский плакат! Вокруг художников Novi Kolektivizem разразился огромный скандал, подкрепленный провокационной репутацией других участников NSK, музыкантов из группы Laibach. Скандал вышел за пределы Югославии и многие европейские газеты не без удовольствие написали об этом на своих страницах. Майкл Бенсон впервые услышал о NSK из американских репортажей об этой истории. В то время он работал в газете "The New York Times", а несколько лет спустя он снял фильм "Предсказания огня". Несмотря на всеобщее негодование, против Novi Kolektivizem не было выдвинуто никаких обвинений.

Оригинальная работа Рихарда Кляйна

Методология, которую использовал в своем подходе к созданию плаката Новый Коллективизм нуждается в разъяснении. 
Neue Slowenische Kunst, как группа организованных артистов, выработала на основе опыта русских авангардистов начала XX-го века  четкую методологическую систему, которая позволяет ей на протяжении десятилетий идти собственным путем, перемалывая на своем пути целые культурные слои разных исторических эпох и политических систем.
Сам метод, который использовал Новый Коллективизм сейчас некоторые радетели авторских прав назвали бы "плагиатом". Однако это глупое и бессмысленное название в эпоху постмодерна. NSK отвечает абсолютно: "Мы отвергаем новизну как как иллюзию фальшивых революционеров". 
В Манифесте Laibach постулируется: "Всё искусство является субъектом политической манипуляции (и только косвенно – субъектом непосредственно сознания), за исключением того искусства, которое говорит на языке этой же самой манипуляции." 
Все, что делает NSK, является оригиналом. Суть не в том, чтобы скопировать нечто уже воплощенное в произведении, и добавить этому эпатажности, следуя низким желанием прославиться. Суть в том, чтобы сделать оригинал из уже прошлого мертвого произведения, дать ему новую жизнь, ориентируясь на новые идеологические установки сегодняшней эпохи. 

Марка государства NSK
Не желание вызвать скандал подтолкнуло Новый Коллективизм к созданию плаката ко Дню Молодёжи, но желание показать на практике, как масса реагирует на такой подход к искусству. Искусство, которое создают NSK, не подвержено политической манипуляции, потому что оно само говорит на языке этой манипуляции, предельно выраженном в тоталитарном государстве. Таким образом, именно в тоталитарном государстве наиболее наглядно выражена суть ужаса коммуникации между субъектом и объектом.
Тоталитарное государство цинично и прямо заявляет о своем превосходстве над личность, над свободным индивидуумом. Но использует оно при этом инструменты манипуляции строго политические. NSK, анализируя этот аспект отчуждения личности от Государства, в своем творчестве наглядно показывает, что из себя представляет диалог личности с государством. Поэтому искусство NSK - тоталитарно и всеобъемлюще. Оно использует произведения искусства разных эпох и манипулирует с помощью их массами, дразня толпу и вызывая тревогу. 
Подход этот, при всем его видимом постмодернизме, при этом таковым не является. Irwin в своем интервью для Audio Arts заявили: "Мы отклонили хаотичный многозначный постмодернистский способ производства, избегающий определений и принуждающий человека подчиняться концепциям, таким образом выращивая из него эксцентричного потребителя. Мы полагаем, что нам позволено использовать любого автора или любую тему." 
Постмодерн лишен серьезности, в отличия от метода Neue Slowenische Kunst. Но главное различие в том, что постмодерн, в своей мешанине культурных феноменов, пользуется бессознательным инерционным методом, нахождения соответствий. Этот хитрый метод можно использовать (и используют) и для объяснений работ участников Neue Slowenische Kunst. Однако, NSK слишком мудры, чтобы напрямую отрицать этот метод. Заместо него, они комментируют комментарии к своим комментариям все той же игрой со зрителем. 

Искусство NSK - для сильных и свободных личностей. Избрав методы тоталитаризма, NSK и его субдивизион Novi Kolektivizem показывают отношение в подходе к искусству между массами и свободными людьми. 
Массы, которые являются заведомо манипулируемыми созданиями, рассматривая искусство NSK, в частности, плакат ко Дню Молодежи, видят провокацию. При этом, те из масс, которые претендуют на "свое мнение" видят в нем "факт", что между нацизмом и коммунизмом разница не такая уж и большая. На самом деле, посыл политического плаката Нового Коллективизма не в этом. И именно в таком подходе, будто бы это хотели показать NSK (стирание границ между нацизмом и коммунизмом), проявляется постмодернистское сознание масс. 

Стань гражданином NSK - первого глобального государства всего мира
Подлинным смыслом тоталитарного подхода NSK, как уже было сказано, является новый подход к искусству, в котором провокация используется для того, чтобы обнажить старое класицистское гуманистическое искусство, сорвать с него маску и показать на выставке. У свободно мыслящего человека рождается подлинное наслаждение таким искусством, в котором он видит вне-временность, и, следовательно, универсальность. 
У слабых же манипулируемых масс это вызывает чувство тревоги, стремление "замять" проблему, убежать от нее. В плакате ко Дню Молодёжи они видят "страшные мысли" о сравнении нацизма и коммунизма, тогда как Novi Koliktevizem использует Nazi Kunst и Соцреализм как инструменты в методологии подхода к искусству. 

Искусство Neue Slowenische Kunst использует тоталитарные методы коммуникации с массами как свой политический язык. На этом языке говорят только сильные свободные личности. NSK отвергает индивидуальную свободу как эгоцентричную индивидуалистскую иллюзию, тем самым подчеркивая, что художник - это инструмент. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...