пятница, 16 мая 2014 г.

ДЕПАРТАМЕНТ ЧИСТОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ФИЛОСОФИИ: ИНТЕРВЬЮ С ПЕТЕРОМ МЛАКАРОМ

Искусство и Политика



За почти два десятилетия Neue Slowenishe Kunst взбудоражило своей тоталитарной эстетикой искусство и политику в Словении, в большей части Югославии и даже за её пределами, в Европейском союзе и Америке. Кроме своего наиболее известного аспекта, группы Laibach, NSK состоит из групп, посвящённых живописи, искусству перформанса и философии.

Петер Млакар возглавляет Департамент Чистой и Прикладной Философии. Весьма интеллектуальный и очень дружелюбный, он согласился на интервью о магии, искусстве и политике.

Мистер Грег: NSK, насколько я понимаю, сосредоточено на абсолютной лояльности и дисциплине по отношению к собственному художественному видению и эстетике. Так же как солдаты клянутся в верности своей стране, члены NSK клянутся в верности друг другу и своему видению. Так ли это?

Петер Млакар: Если мы сконцентрируем внимание на решимости солдата быть абсолютно лояльным, беспрекословно повиноваться приказам, подчиняться воле своего командира, чтобы защищать свою страну независимо от того, что с может с ним произойти (даже при большой вероятности смерти), это приведёт нас к анализу души солдата, к сути его бытия, а вовсе не к важности его страны. В своей решимости солдат видит действие нечто очень сильного. Нечто, превышающее его собственную частную, конкретную жизнь, но в этом нечто его жизнь имеет свой смысл. То есть нечто, манифестирующее себя как некоторый вид потребности, в которой он находит удовлетворение, заключительную реализацию своей жизни.

Если мы попробуем описать, какова эта потребность, этот Закон, которому мы должны повиноваться, то мы обнаружим, что это – само Небытие, самое последнее местоположение всякого Смысла, чистое удовольствие в самой своей сути. То есть ничто, которое связано с жизнью и миром, но оно даёт жизни и миру Смысл. Оно не доставляет удовольствие, но удерживает нас как последняя и мощнейшая сила. Таким образом своим описанием оно доказывает, что последнее Место, последнее удовольствие является абсолютно трансцендентным. Поэтому и столь пустым, без причины. Только тогда, когда этот Прицип работает, повиновение стране наполнено смыслом и имеет силу.
Наша дисциплина в качестве членов NSK базируется на этом Принципе. Быть подчинённым чему-то, что не существует, поскольку не существует Принцип, о котором я сейчас говорю, и который не имеет ничего общего с этим миром. Наше повиновение дисциплине NSK не имеет никакой причины, возможно (в смысле земных удовольствий) из-за славы, женщин и денег.

Мистер Грег: Вы полагаете, что искусство NSK способно изменить политику? Каким образом?

Петер Млакар: Есть мнение, что NSK предсказало "кровавую баню" на Балканах, поставившую нас в такое положение, в котором мы сейчас находимся. Говоря о Словении, перед вратами Европейского союза и НАТО. Есть мнение, что мы внесли кое-какой вклад в осознание тоталитарности, некого вечно существующего вируса, скрытой тоталитарности тоталитарной практики. Мы также построили виртуальное государство NSK, в котором больше граждан, чем в Ватикане, и которое выносит на свет новую парадигму: государство без территории, но во времени – глобальное государство, доказывающее, что обычного государства больше не существует, не существует такого государства, которое даёт субфизические основания государства и которое своими эстетическими взглядами и этической крайностью устанавливает радостное восприятие катастрофической модели.

Мистер Грег: Пытается ли NSK с помощью своего искусства и деятельности изменить мир в целом? Или оно больше сосредоточено на художественном и интеллектуальном мирах?

Петер Млакар: NSK – это, главным образом, духовное государство. Государство, которое меняет и фиксирует вещи в головах. Карты и границы – первичные понятия, являющиеся материальной силой, которая перемещает границы и производит карты. Можно сказать, что эта точка зрения не имеет ничего общего с конкретной жизнью, с реальной географией. Какая наивная позиция! Мы – причина, из которой проистекают следствия. Когда мы говорим, что политика является высшей формой искусства, эта политика, которая является всеобъемлеющей, всесторонней силой во всём социальном мире, эта политика – искусство, вызывающее чувства своей ментальной мощью, изменяющее образы в наших головах и придающее жизни смысл. Если мы рисуем образы потерянного рая, чтобы развлечь, то какая душа отныне может быть безмятежной? Поэтому мы рассматриваем себя как политиков, и из-за своего глобального характера государство NSK является Интернетом политических субъектов.

Мистер Грег: NSK насыщено магическими символами. Как нам их интерпретировать?

Петер Млакар: Как я уже заявлял прежде, символы – это язык, формы восприятия, инструменты, с которыми мы связаны, чтобы общаться с этим Ничто. Если я говорю, что мы являемся Структурой социобиологических, исторических и прочих фактов, Структурой бессознательного, объективного процесса, то это верно, потому что мы ощущаем себя как Явлением чего-то Негативного (не явлением демонического, являющегося подчинённой категорией, но явлением проблемы, которая творит мистерию). Говоря в манере Хайдеггера, наша суть – это Бытие, сама истина, или в манере Фрейда – что вещи стоят на основаниях из удовольствия и боли, эти пределы неустойчивы по сравнению с экстатической природой того Негативного. Мы исследуем то, что символы могут убить ни за что. Те сущностные вещи сделаны из Пустоты. Эта Пустота – перст Трансцендентности, где находится наше полное наслаждение. Символ – всего лишь чёрный туннель, сквозь который развивается непостижимая человеческая субстанция. Символ – это сигнал того, как пустая человеческая природа находится в себе и вне себя. Это самая высшая магия. Знание тотального Небытия человеческого существа.

Мистер Грег: Как вы реагируете на доказательства того, что Магия в своей сути является злом, в противовес доказательствам тех, кто считают, что Магия – это просвещённый путь к познанию себя и социальному изменению?

Петер Млакар: Если мы скажем словами Кроули, что магия – это высшее, самое абсолютное и самое божественное знание натуральной философии, основанное на следующем принципе: "в природе одно событие следует за другим неизбежно и постоянно без вмешательства какого бы то ни было духовного или персонального посредничества" (скажем так, без какого бы то ни было трансцендентного вмешательства), что природа – непрерывный феномен, что вещи связаны, и что поэтому "магия является наукой и искусством изменения, происходящего в соответствии с волей", то связь между природой и человеком, которая должна быть причиной изменений в природе, "является практической способностью приводить в надлежащее движение необходимые силы". Человек, если он поступает согласно своей истинной воле, обладает "содействующей ему инерцией вселенной", поэтому он может покорить вселенную, которую осознаёт по своей личной воле.

Кроули
Подразумевается ли это? Нет. Плохо, когда мы считаем, что в заключительной фазе мы являемся богами. Это значит, что мы можем всецело контролировать природу в соответствии с нашей волей. Почему это плохо? Потому что эта концепция – иллюзия. Если наша воля и природа Едины, то нет никаких проблем для того, чтобы осуществлять абсолютное воздействие на внешний мир. Итак, американцы, вы только должны захотеть (не прибегая к помощи других инструментов), и тогда вы получите Осаму Бин-Ладена. Или когда вы просто говорите (при помощи кое-каких волшебных слов) "Саддам Хуссейн мёртв", он умирает. Насколько вы знаете, это не работает. Не существует магии, способной помочь вам даже в этих двух относительно простых случаях. Реально существующая сила для влияния на природу посредством воли – это технология и наука, но только в ограниченном смысле. Природа и её законы являются "материализацией" ограниченности. Причинная обусловленность "сама по себе" ничто, это модель разума, противостоящего объективному миру. Но парадокс состоит в том, что даже в этом действии разума этот закон не может быть непосредственно заменён ограниченным, человеческим духом. В нас есть нечто, являющееся более мощным, чем мы. Проблема Трансцендентного Не-бытия, находящегося за пределами природы и за рамками нашей способности воздействовать на него, состоит в том, что бессилие, Противоположная сторона нашего духа, находится точно в его основании. Поэтому Общность природы и нашей воли возможна только с Не-существующим Не-бытием Трансцендентности. Только там достигается Единое.

Мистер Грег: Лично вы верите в магию?

Петер Млакар: Конечно, воздействие на природу или внешний мир в соответствии с нашей волей существует. Конечно есть изменения в природе в результате наших решений. Вся человеческая практика доказывает это. Инструменты этого воздействия – разум, эмоции, инстинкт, желание удовольствия, любви или ненависти. Если мы называем магией изменение объективной реальности посредством нашей волей, сопровождающейся знанием естественных законов, то всё в порядке. Но если мы основываем её, к примеру, на каких-то тайных словах (на "абракадабре", дающей нам абсолютную власть над природой), которые обозначают внутреннюю сущность свойств природы, то обычно это не срабатывает. Проще говоря, вы потерпите неудачу в абсолютном смысле. Жизнь, вселенная, опыт, власть материальности демонстрируют нам это. Я принимаю некоторую возможность того, что существуют формулы, специальные слова и объекты, методы, оракулы, проклятия, молитвы, которые могут привести в движение вещи вне меня согласно моей воле, но они являются инструментами, данными нам по милости Неизвестного Бога. Возможно, эти методы – "симулякры" чего-то такого, что мы ещё не знаем, но они производят ограниченные эффекты.

Мистер Грег: Вы много пишете о Боге. Как вы представляете себе Бога?

Петер Млакар: Бог – это Бог. Абсолют абсолюта. Чистая трансцендентность. За пределами ничто и Бытия. Да, даже ничто находится после него. Он – прежде него, но не в смысле Бытия. Всё – внутри, под или над Ним. По отношению к Нему мы не можем сказать, существуют вещи или нет. Однажды я написал: "Потому что неопределённо более значительным чем то, что Земля круглая, является то, что Бог есть Бог". Никакой факт опыта, никакая наука не может дать нам что-то более правдивое чем то, что Бог – это Бог. Это экстремальный, радикальный термин; если быть более точным, то Не-термин в Не-мире с Не-жизнью и Не-логикой.

Мистер Грег: Полагаете ли вы, что, практикуя магию, человек может стать ближе к Богу, или исполнять Волю Бога?

Петер Млакар: Никто не достигает Бога, просто практикуя магию. Занятий магией не достаточно. Лучше я скажу так: "Магия не может достигнуть Бога, потому что Бог (в обычном значении Бытия или Не-бытия) не существует. Если магия связана с любовью, то шансов на то, что он позволит нам прийти к Близости в своёй вечной Отдалённости, становится больше. Если она связана со злом и ненавистью, что является нашей проблемой, то появляются трудности, эффекты незначительны, цель недостижима. Да, все должны быть очень, очень злы, чтобы заполучить Его внимание.

Мистер Грег, 2002 год.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...