среда, 24 июня 2015 г.

Рецензия на фильм "Нимфоманка" Ларса фон Триера




Может быть многие заметили, что после просмотра фильмов Ларса фон Триера остается какой-то очень странный неприятный осадочек. Интуиция подсказывает, что это нечто по-постмодернистки противоположное античному "катарсису". Но минуточку, а стоит ли у Триера в принципе задача катарсиса?

После просмотра "Нимфоманки" я прочитал комментарии, очень много комментариев к фильму, и поначалу приятно удивился, что понравился этот фильм больше женщинам, нежели мужчинам. Был бы я Отто Вайнингером, непременно бы отметил, как многие комментаторы, что это потому что женщина шлюха по определению. Другие, напротив, обвиняли Триера в мизогинии. Но, все же, почему так распределились симпатии?

Очевидно, мужчины испытывают отвращение, тревогу и беспокойство при просмотре "Нимфоманки" больше чем женщины, потому что в фильме Триер удивительным образом сумел переставить женщину и мужчину ролями. Причем в такой важной вещи как секс, где мужчина вроде бы как хозяин. И вот тут у мужчин забомбило.

Очень забавно было читать мужские комменты, где мужчины пытались как то пошло пошутить над фильмом. Ну знаете, в духе "спасибо, подрочил", "тема сисек не раскрыта" (!?) и прочая банальщина. Известно, что мужчина горазд пошутить о сексе. Особенно на тему порно. Женщина же как-то стесняется, как-то ей не очень приятно говорить о таких вещах. Мужики же назло своим женщинам любят обсуждать порнуху, только дай повод! Поэтому читать эти прекрасные в своей саморазоблачительной убогости мужские комменты без улыбки просто невозможно: мужчины гасят напряжение с помощью юмора, как бы натягивая себе на голову простыню и забалтывая тревогу. Я никогда еще не видел ничего подобного.
Признаться я и сам было запротестовал поначалу, сам почувстовал тревогу, как же так, Ларс, зачем снимать такую мерзость... А потом уже улыбнулся и понял: сукин ты сын, вот это разоблачение!


А что же женщины? Женщина тут заняла место мужчины. И как удивительно видеть, что женщинам это место пришлось по нраву. Конечно, они не стали опускаться до низкой мужской пошлости, и троллить мужиков (noblesse oblige), но вот эти похвальные комментарии в духе "мы то знаем как на самом деле" вызывают не меньшую улыбку, чем мужские оправдания. Женщина как бы воспарила над мужчиной и его пошлостью, и тот теперь смотрит на нее не как раньше на него смотрела женщина, но как ребенок смотрит на взрослую тету, которая чем то влечет его, но он пока не знает чем. Женщина упивается этим превосходством. Чувствует себя Снежной Королевой, возвышающейся на ледяном троне перед Каем.

Это и есть постмодернизм Триера, о котором столь много сказано, и столь мало из сказанного верно: в нем очень откровенно, без модернового лицемерия, без накрахмаленных париков и лжи показываются самые откровенные сцены, разоблачающие самое нутро современного человека.

В фильме очень грубо, по-триеровски, раскрывается тема кризиса любви и секса. Показательна сцена, когда молоденькая Джо после секса говорит своим любовникам одну и ту же фразу: я никогда не испытывала оргазма. И один отвечает: я тебя люблю. Комментарии? :)
И весь фильм пестрит такими тонкими сексуальными моментами.


Отдельно хочется отметить категорию людей, которым этот фильм не понравился просто своей безнравственностью и пошлостью. К сожалению, большинсто из них просто надели маску моралфага, и, будучи девственниками и самообманщиками, пытаются как-то оправдаться перед самими же собой. Этот фильм снят и для них тоже. Перед остальными, у которых с "этим делом" все в порядке и которым просто отвратительна подобная тема, приходиться снять шляпу. К таким людям относится отец Джо, который в детстве учил доченьку любви и добру. Но доченька пошла другим путем. Ну что тут сказать... Не в коня корм, папенька.

Умиление вызывают еще две категории граждан, которые фильм все-таки оценили. Первые - это те, кто как то пытаются осмыслить фильм в плане раскрытия психологических расстройств персонажей. Тут вам и шизотипическое растройство, и деминиция, и циклоидная истеричность и черт его знает что еще. Такие "психологи" как то пытаются разобраться в болезнях персонажей, подробно расписывают диагноз и видят в нем основном посыл фильма. На деле такая зацикленность на психологизме персонажей смысл фильма как раз таки убивает.

Вторая категория это вечно сочуствующие. Это, в основном, конечно, женщины и инфантильные мужчины. Они тоже вроде как такие вот психологи, но более душевные, что ли. Эта категория вообще любят фильмы о всяких расстройствах, о, что называется, пограничных состояниях. У них часто нет оценки фильма, они просто сочуствуют персонажам. Очевидно, и у них самих присутствуют какие-то признаки подобного растройства или им бы этого очень хотелось.


Много писали о "нулевой" художествнной ценности фильма. Это вздор. Изумительный саундтрек, от Раммштайна до Чайковского, очень неожиданное повествование сцен, последовательное проведение одной линии через всю природу человечесвого бытия. Великолепное сочетание несочитаемого: пошлость, душа, наживка, небо, рыбалка, математика, откровение, пенисы, схема парковки, природа, иконы, вагины. Триер.
Откровенные порнографические сцены в фильме не эпатаж и не самоцель, но необходимый и очень важный нюанс, органично вплетенный в ткань сюжета. "Нимфоманка" - провокация для отчужденного сознания, саморазоблачение культуры построенной на сексе. Ваши реакции разоблачают ваши комплексы.
Поэтому такая порнография необходима для выявления, понимания и преодоления того, что нас преследует.

5-ти часовой фильм подарил актерам если не лучшие, то одни из лучших ролей, когда-либо ими сыгранных. Короткий эпизод с Умой Турман, которую даже не узнать поначалу, первый раз позволил посмотреть на Уму как на серьезную драматическую актрису. Без грима, мечей и пакетиков с героином.

Завершающий эпизод трилогии "Антихрист" - "Меланхолия" - "Нимфоманка". Это картины о любви, сексе и воли к смерти. "Нимфоманка", как и кроненберговский "Опасный метод" раскрывает, через переосмысления секса, волю к смерти и перерождению. Ведь секс, по своей природе, это стремление к перерождению, это осознание близости смерти и ее преодолению. И это еще интуиция, что в центре смерти лежит чистое последнее удовольствие. Стремление к оргазму есть стремление к бессознательному достижению некоей цели, но оргазм это еще не конец. Потому что чистое удовольствие лежит за его пределами. По этой причине наиболее противно становится после точки высшего экстаза, потому оргазм не содержит в себе последнего ответа. Следовательно хочется еще и еще. Рождается феномен нимфомании, ненасытности, превращение секса в банальность, диагноз современным мужчинам и женщинам.
"Нимфоманкой" Триер снимает табу, дает нам возможность к переосмыслению секса и смерти.


Без "Нимфоманки" не понять до конца остальных частей триеровской трилогии. Но и без остальных частей трилогии не понять "Нимфоманки". Каждый фильм дополняет другиеки два, смотря один, хочется постоянно возвращаться к остальным, пересматривать их и переосмыслять. Вся трилогия представляет из себя очень тяжелие драмы с крайне тяжелым переживанием и саморазоблачением. Это сильнейшая трилогия режиссера, и одна из самых серьезных работ в истории кинематографа, которая ставит Триера в один ряд с величайшими европейскими интеллектуалами калибра Карла Густава Юнга.

Кинематограф Триера противоположен тому "античному катарсису", о котором было упомянуто вначале. Вектор его творчества направлен в сторону, противоложной "Фонтану" Ароновского. Это и исповедь маски и срывание всех и всяческих масок. И выглядит это гораздо искреннее, истиннее и важнее. И конечно, интересы Ларса фон Триера по-прежнему в области религии и метафизики, а не в похотливой любвеобильности больной женщины. Поэтому откровенные сцены в фильме показананы нарочито грубо, без портящего налета эстетичной эротики.

"Нимфоманка" - крупнейший пятичасовой кинороман, полностью охватить который в одной рецензии было бы делом слишком титаническим и даже неблагодарным по отношению к режиссеру. Разбирать по полочкам все психологические уловки режиссера, все смыслы от самых незначительных до самых крупных, всех персонажей и главы кинокартины это область очень интимного устного повествования. Писать об этом не стоит.

Никогда еще не был так уверен в величии датского режиссера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...