вторник, 1 января 2013 г.

Рецензия на фильм "Соучастник" Майкла Манна


Если бы все выполняли так свою работу…



Человек нашей эпохи выделяется нарочитой серьезностью, «знанием своего дела», профессионализмом и точностью, не терпящей отклонений от «нормы». Он настоящий специалист  своего дела и привык качественно выполнять свою работу. Его отличает механичность движений, последовательность действий и прагматизм. 
Человек нашей эпохи суть механизм. И смысл нашего общества, как и всякого другого общества,  – это сделать из человека винтик. Винтик, в этом огромном и всеобъемлющем механизме, который, для удобства, можно назвать модным нынче словечком «Система».  
«Мы – БОРГ. Приготовьтесь к ассимиляции. Сопротивление бесполезно», - осведомляет зловещий голос в одном некогда популярном сериале. Система ассимилирует и перемалывает все, что встречается на ее пути. Мечты, судьбы, надежды, желания – все проходит через мясорубку Механизма, сопротивление которому бесполезно, и в результате получается готовый продукт, личность, как она себя называет.
Прекрасной иллюстрацией такой личности является главный герой фильма Майкла Манна «Collateral» («Соучастник» – в российском прокате). Винсент, так его зовут, - безукоризненно выполняет свою работу. «За шесть лет… проколы есть?».
Винсент наемный убийца. Он ходит в дорогом сером костюме, с не менее дорогими часами, на которых любит время от времени поглядывать, с кейсом, за поясом у него пистолет, и нож, на всякий случай. Прекрасный вкус – как в одежде, так и в музыке (Винсент любит джаз, отлично в нем разбирается) – выделяет этого героя, блестяще сыгранного Томом Крузом.  Винсент очень доброжелателен к людям - мать Макса в восторге от него. «Классный парень» - пронеслось в мыслях у джазмена, которого Винсент угостил выпивкой в джаз-клубе. Винсент нравится людям.
Это может показаться странным  – ведь герой Тома Круза убил не одного человека. Казалось бы, такой человек «… должен явственно отличаться от всех других, должен быть окружен грозным ореолом, как Люцифер. А вместо этого такие вот лица, которые можно встретить в каждом большом городе, когда ты в поисках меблированной комнаты постучишься в очередную дверь, и тебе откроет какой-нибудь досрочно уволенный на пенсию бывший инспектор» - пишет Эрнст Юнгер о Генрихе Гиммлере. 


Такой искатель «меблированной комнаты» - это Макс, невольно ставший соучастником Винсента. Макс таксист, что является в этом мире синонимом неудачника. Возможно ему и не приходится отмывать сперму и кровь с заднего сиденья, как это делает герой Роберта Де Ниро в фильме Мартина Скорсезе «Таксист», но эта работенка явно не нравится Максу. «Я здесь временно. Подхалтурить, срубить деньжат. Я заведу свое дело…» У Макса есть мечта.   
12 лет. 12 лет Макс крутит баранку такси, но продолжает каждый день рассматривать буклеты из автомобильных салонов, мечтая открыть свой лимузинный бизнес. А когда Максу становится совсем тяжко – он отправляется на Мальдивы, - туда, где нет системной механичности, времени обеда, засаленных пиджаков и кривых рож на заднем сиденье. 12 лет Макс сопротивляется этому миру, 12 лет  Макс не хочет быть винтиком в этой системе. Системе, которая окутала собой все,  – кроме фотографии над лобовым стеклом его такси, - единственное место, вне времени и пространства, куда зло проникнуть не может. 


 «На этом примере, с другой стороны, видно, в каких масштабах зло проникло в наши институты, как прогрессирует абстракция. За любым служебным окошечком может оказаться наш палач. Сегодня он присылает нам заказное письмо, завтра пришлет смертный приговор. Сегодня он дырявит компостером наши проездные билеты, а завтра из пистолета продырявит затылок. То и другое он исполняет с одинаковой педантичностью, с неизменной добросовестностью. Тот, кто не может разглядеть этого на вокзальном перроне и в приклеенной улыбке продавщиц, тот смотрит на мир глазами дальтоника, не различающего цветов» - продолжает немецкий писатель.
Дальтоники эти, — и мама Макса, и чернокожий джазмен, и детектив Фэннинг, с которым Винсент и Макс поднимаются в лифте, да и сам Макс. Не замечая зла, ты сам становишься его соучастником.
Винсент – герой нашего времени. Он символ нашей эпохи. Успешный, красивый, - зло в таких людях заметить практически невозможно, настолько они отвечают духу нашего времени. Убить человека для Винсента – раз плюнуть. «За одни сутки в Руанде были вырезаны десятки тысяч человек, а ты хоть ухом повел, а Макс?!». Винсент любит сохранять анонимность, нейтральность и равнодушие к окружающему миру. «Человек садится в метро и умирает, думаешь, кто-нибудь заметит?».
Никто не заметит.


 «В этом мире не просто бывают ужасные периоды и ужасные зоны — этот мир ужасен в самой своей основе» - заканчивает мысль Юнгер.
Однако Майкл Манн рисует нам очень милый пейзаж ночного Лос-Анжелеса: практически пустые улицы 17-ти миллионного мегаполиса, на котором всего один раз появляются «плохие парни» - и то, чтобы взять сумку из такси Макса, пока он прикован наручниками к рулю. Ни тебе проституток, ни их сутенеров, ни наркоманов, ни уж тем более злых бандюганов со стволами,  – не город, а гламурный рай какой-то под музыку Поля Окенфолда. Режиссер не хочет показать нам «dirty LA». Что же хочет показать Майкл Манн? Он хочет показать нам просто хороший фильм. Хороший, увлекательный триллер с отличным сюжетом и великолепной актерской игрой, который можно посмотреть и в кинотеатре, и дома, сидя на диване с six-pack, чтобы потом рассказать и посоветовать «классный фильмец» своим друзьям. Этот фильм, конечно, не на один раз. Его можно пересматривать раз в год, или в два. Это действительно хороший фильм.

Майкл Манн отлично выполняет свою работу. В режиссерской версии фильма доступны комментарии режиссера к сценам в фильме, когда их смотришь – поражаешься, как профессионально режиссер относится к своей работе, какая суровая точность, какая похвальная педантичность.
Манн – настоящий мастер своего дела. 

Если бы все выполняли так свою работу…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...