Человек нашей эпохи выделяется нарочитой серьезностью, «знанием своего дела», профессионализмом и точностью, не терпящей отклонений от «нормы». Он настоящий специалист своего дела и привык качественно выполнять свою работу. Его отличает механичность движений, последовательность действий и прагматизм.
Человек
нашей эпохи суть механизм. И смысл нашего общества, как и всякого другого
общества, – это сделать из человека винтик.
Винтик, в этом огромном и всеобъемлющем механизме, который, для удобства, можно
назвать модным нынче словечком «Система».
«Мы – БОРГ. Приготовьтесь к ассимиляции. Сопротивление бесполезно», - осведомляет зловещий голос в одном некогда популярном сериале. Система ассимилирует и перемалывает все, что встречается на ее пути. Мечты, судьбы, надежды, желания – все проходит через мясорубку Механизма, сопротивление которому бесполезно, и в результате получается готовый продукт, личность, как она себя называет.
«Мы – БОРГ. Приготовьтесь к ассимиляции. Сопротивление бесполезно», - осведомляет зловещий голос в одном некогда популярном сериале. Система ассимилирует и перемалывает все, что встречается на ее пути. Мечты, судьбы, надежды, желания – все проходит через мясорубку Механизма, сопротивление которому бесполезно, и в результате получается готовый продукт, личность, как она себя называет.
Прекрасной
иллюстрацией такой личности является главный герой фильма Майкла Манна «Collateral» («Соучастник» – в российском
прокате). Винсент, так его зовут, - безукоризненно выполняет свою работу. «За
шесть лет… проколы есть?».
Винсент
наемный убийца. Он ходит в дорогом сером костюме, с не менее дорогими часами,
на которых любит время от времени поглядывать, с кейсом, за поясом у него
пистолет, и нож, на всякий случай. Прекрасный вкус – как в одежде, так и в
музыке (Винсент любит джаз, отлично в нем разбирается) – выделяет этого героя,
блестяще сыгранного Томом Крузом. Винсент очень доброжелателен к людям - мать
Макса в восторге от него. «Классный парень» - пронеслось в мыслях у джазмена,
которого Винсент угостил выпивкой в джаз-клубе. Винсент нравится людям.
Это может
показаться странным – ведь герой Тома
Круза убил не одного человека. Казалось бы, такой человек «… должен явственно
отличаться от всех других, должен быть окружен грозным ореолом, как Люцифер. А
вместо этого такие вот лица, которые можно встретить в каждом большом городе,
когда ты в поисках меблированной комнаты постучишься в очередную дверь, и тебе
откроет какой-нибудь досрочно уволенный на пенсию бывший инспектор» - пишет
Эрнст Юнгер о Генрихе Гиммлере.
Такой искатель «меблированной комнаты» - это Макс, невольно ставший соучастником Винсента. Макс таксист, что является в этом мире синонимом неудачника. Возможно ему и не приходится отмывать сперму и кровь с заднего сиденья, как это делает герой Роберта Де Ниро в фильме Мартина Скорсезе «Таксист», но эта работенка явно не нравится Максу. «Я здесь временно. Подхалтурить, срубить деньжат. Я заведу свое дело…» У Макса есть мечта.
12 лет. 12 лет Макс крутит баранку такси, но продолжает каждый день рассматривать буклеты из автомобильных салонов, мечтая открыть свой лимузинный бизнес. А когда Максу становится совсем тяжко – он отправляется на Мальдивы, - туда, где нет системной механичности, времени обеда, засаленных пиджаков и кривых рож на заднем сиденье. 12 лет Макс сопротивляется этому миру, 12 лет Макс не хочет быть винтиком в этой системе. Системе, которая окутала собой все, – кроме фотографии над лобовым стеклом его такси, - единственное место, вне времени и пространства, куда зло проникнуть не может.
«На этом примере, с другой стороны, видно, в каких масштабах зло проникло в наши институты, как прогрессирует абстракция. За любым служебным окошечком может оказаться наш палач. Сегодня он присылает нам заказное письмо, завтра пришлет смертный приговор. Сегодня он дырявит компостером наши проездные билеты, а завтра из пистолета продырявит затылок. То и другое он исполняет с одинаковой педантичностью, с неизменной добросовестностью. Тот, кто не может разглядеть этого на вокзальном перроне и в приклеенной улыбке продавщиц, тот смотрит на мир глазами дальтоника, не различающего цветов» - продолжает немецкий писатель.
Дальтоники
эти, — и мама Макса, и чернокожий джазмен, и детектив
Фэннинг, с которым Винсент и Макс поднимаются в лифте, да и
сам Макс. Не замечая зла, ты сам становишься его соучастником.
Винсент
– герой нашего времени. Он символ нашей эпохи. Успешный, красивый, - зло в
таких людях заметить практически невозможно, настолько они отвечают духу нашего
времени. Убить человека для Винсента – раз плюнуть. «За одни сутки в Руанде были
вырезаны десятки тысяч человек, а ты хоть ухом повел, а Макс?!». Винсент любит
сохранять анонимность, нейтральность и равнодушие к окружающему миру.
«Человек садится в метро и умирает, думаешь, кто-нибудь заметит?».
«В этом мире не просто бывают ужасные периоды и ужасные зоны — этот мир ужасен в самой своей основе» - заканчивает мысль Юнгер.
Однако Майкл
Манн рисует нам очень милый пейзаж ночного Лос-Анжелеса: практически пустые
улицы 17-ти миллионного мегаполиса, на котором всего один раз появляются
«плохие парни» - и то, чтобы взять сумку из такси Макса, пока он прикован
наручниками к рулю. Ни тебе проституток, ни их сутенеров, ни наркоманов, ни уж
тем более злых бандюганов со стволами, –
не город, а гламурный рай какой-то под музыку Поля Окенфолда. Режиссер не хочет
показать нам «dirty
LA».
Что же хочет показать Майкл Манн? Он хочет показать нам просто хороший фильм.
Хороший, увлекательный триллер с отличным сюжетом и великолепной актерской
игрой, который можно посмотреть и в кинотеатре, и дома, сидя на диване с six-pack, чтобы потом рассказать и
посоветовать «классный фильмец» своим друзьям. Этот фильм, конечно, не на один
раз. Его можно пересматривать раз в год, или в два. Это действительно хороший
фильм.
Майкл Манн отлично выполняет свою работу. В режиссерской версии фильма доступны комментарии режиссера к сценам в фильме, когда их смотришь – поражаешься, как профессионально режиссер относится к своей работе, какая суровая точность, какая похвальная педантичность.
Манн – настоящий мастер своего дела.
Если бы
все выполняли так свою работу…
Комментариев нет:
Отправить комментарий