понедельник, 9 декабря 2013 г.

IRWIN – ВЛАСТЬ ИСКУССТВА




Идеология питается надеждой на то, что она действительно изменит вещи.
Irwin, 1988.



Irwin – это третья художественная группа, которая появилась в послевоенной истории югославского искусства. Две другие – Exat 51 из Загреба в 50-х и OHO из Любляны в 70-х. Эти группы применяли авангардистские методы, чтобы бросить вызов существующему в социалистическом государстве положению вещей. Irwin не только утверждает, что полностью изменил такие цели, но делает это сложно и всепроникающе в рамках крупной культурной структуры словенского движения Neue Slowenische Kunst. Irwin был сформирован в 1983 году в Любляне пятью отцами-основателями – Душаном Мандичем, Романом Ураньеком, Борутом Вогелом, Мираном Мохаром и Андреем Савски. У них была ясно прописанная программа, представители которой монументально и впечатляюще оправдывали новое утверждение словенской национальной культуры, используя экстремальные методы эклектизма. Они настаивают на возвращении к консервативным ценностям и традиционным институтам, возвращая власть порядкам и обычаям. Они используют два базовых принципа, которые главенствуют в деятельности каждого аспекта NSK, – ретрогардизм и органичный, наполненный потенциями эклектизм. Применение эклектизма в Irwin формулирует вопросы о древних проблематичных отношениях Словении с германским пространством, одновременно конструируя более широкую полемику вокруг отношений между искусством и идеологией.

Irwin использует смешение образов из словенской истории и искусства, соцреализма и политической истории Югославии с помощью тщательно отобранной европейской художественно-исторической ссылкой – "Лазурь" Кляйна, "Крест" Малевича, Хартфилд (произведение Джона Хартфилда было показано в телевизионной программе "Празднество") и символы Третьего рейха. Они создают провокационный парадокс, надеясь поднять словенскую позицию и статус в глазах остальной Европы, где прежде они не имели особого значения. Они используют нацистские символы, различные мотивы из соцреализма, например, фабрики и рабочих. "Крест" Малевича, "Лазурь" Кляйна, хорошо известные детали из словенской художественной традиции, военные униформы и т.д. Все эти элементы с ясной политической отсылкой, смешиваясь и накладываясь друг на друга, создают новый образ с сильным идеологическим посылом. Irwin говорит, что своими картинами они "повышают осознанность" людей. Наиболее прочные связи между искусством и идеологией были во времена Третьего рейха и соцреализма. Традиция и радикализм сосуществуют в произведениях Irwin в состоянии ироничной двойственности. Выбор европейских художников, бессовестно цитируемых в творчестве Irwin, – Малевич, Кляйн, Бейс, Хартфилд – отражает последовательную озабоченность тем пространством, которое располагается между идеологией и метафизикой. Подчинение личного, персонального выражения в творчестве использованию образов и средств массовой информации в качестве закодированной визуальной системы обращается к древней, докапиталистической роли художника как анонимного летописца событий и инструмента духовного опыта. Размер и внешний вид произведения в виде небольших изображений или крупных полотен, похожих на образы за церковным престолом, питают идею светской формы духовной коммуникации.


Вместо того, чтобы просто позаимствовать энергию и силу из "Лазури" Кляйна или "Креста" Малевича, группа Irwin, отрицая все претензии на оригинальность, определяя свои источники непосредственно как справочные компоненты метаязыка и заново формулируя убеждённость в смерти авангарда, создала новую перспективу в этом метафизическом пространстве.
Irwin понимал, что энергетика деятельности ранних авангардистов была усвоена теорией "общества потребления", в рамках которой даже самая подрывная культурная деятельность принимает возможность стать коммерчески успешной. Снижающийся потенциал искусства как жизненной силы, через которую могло произойти радикальное изменение, был заменён возвратом к соглашательству и традиционным ценностям. Irwin демонстрирует своё творчество в форме выставок, проводимых по всему миру. Большая подборка работ Irwin также запечатлена в книге об NSK. Идеология – это топливо, насыщающее эти тоталитарные системы. Полностью заполненная идеологией, система может приобрести огромную власть, которая исчезает, как только она встречается с более мощной системой (Германия, 1945) или как только топливо заканчивается (Советский Союз). В тоталитарной системе искусство выполняет функцию преобразования сырья обезвоженной идеологии в топливо образов и мифов, предназначенных для всеобщего потребления.
Тоталитарное искусство различных культур, к примеру маоистского Китая и фашистской Италии, необычайно похоже. Сходство – из-за политических лидеров, которые руководствуются не личным вкусом, но политическим инстинктом и требованиями идеологической борьбы.


С самого начала тоталитарное государство начнёт построение новой культуры согласно своему образу, и тоталитарное искусство становится идеологическим оружием. Его сила может быть очень большой, и Третий рейх демонстрировал это наиболее ясно. Германия должны была быть полностью разгромленной, прежде чем она смогла бы избавиться от идеологической веры, навязанной через нацистскую пропаганду, в которой тоталитарное искусство играло большую роль. Гитлер заявил, что в самой сути революции искусство являлось пропагандой.
Феномен нацизма возник из-за способности нацистов проникать в сознание и подсознание человеческого разума и контролировать человеческое качество повиноваться и быть ведомым.
Также NSK понимает, что это часть человеческого инстинкта – повиноваться приказам, что и было продемонстрировано в психологическом эксперименте, в котором людям приказывали ударить кого-то электрическим током. Человек, получающий удар током, в действительности не был подключён к электричеству и только притворялся, но люди, которым было приказано включить ток, этого не знали. Оказалось, что большинство скорее будет увеличивать силу тока, чем отказываться исполнить приказ, несмотря на то, что актёр корчится от боли. Этот эксперимент был одним из целой серии подобных, призванных показать, что немец во время Второй мировой войны делал в основном то, что любая другая раса будет делать в такой же ситуации.

Осознавая также, что искусство было важным оружием, Гитлер очень интересовался искусством и сам был художником, хотя и провалил поступление в венскую художественную школу, что воспрепятствовало его первоначальной амбиции стать живописцем. После он собирался стать архитектором, но события привели к тому, что Гитлер вместо этого стал политиком. С другой стороны у Сталина не было никакого личного интереса, он оставил его в коммунистической партии. Муссолини было скучно, когда он сопровождал Гитлера в художественных галереях. Искусство фашистской Италии происходило из идеологии итальянского футуризма.

Из фэнзина о LAIBACH, 1992.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...