среда, 4 декабря 2013 г.

LAIBACH: A Film About WAT





ТЕКСТ (ГОЛОС ЗА КАДРОМ) ФИЛЬМА "WAT EPK" (2004)

Режиссёр: Сашо Подгоршек

I. ПРОШЛОЕ: СОВЕРШЕННОЕ


6-го и 8-го августа 1945 года США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Эти большие взрывы завершили агонию Второй мировой войны, начатую Гитлером в Германии. Также это стало последней американской местью Японии за атаку на Перл-Харбор. Атомные бомбы убили сразу 355 000 человек. Американцы боролись со злом с помощью зла. Победило более сильное зло, и началась новая эра.

За несколько месяцев до этого на Ялтинской конференции в феврале 1945-го Рузвельт, Сталин и Черчилль приняли решение о послевоенном разделении мира, судьбе Германии и о новом мировом порядке в целом. Берлин, Германия и Европа были разделены на восточную и западную сферы, управляемые двумя сверхдержавами, Соединёнными Штатами Америки и Советским Союзом. Вскоре железный занавес, установленный между ними, стал инструментом Холодной войны, величайшего и самого опасного военного противостояния в истории человечества.

Система разделения в целом работала успешно, но существовала одна страна и один человек, которому не нравилась идея о том, чтобы быть частью только одной сферы. Легендарный лидер партизан Йосип Броз, маршал Тито, был противником такой логики. Несмотря на то, что он являлся главой коммунистического государства, Федеративной Народной Республики Югославия, на которое сильное воздействие оказывал могущественный Советский Союз, в 1948 году он вступил в конфликт со Сталиным и отверг господство любой страны над югославским суверенитетом. С Неру, Нассером и Сукарно он создал мировое движение против объединения по принципу "блока", получившее название "Движение неприсоединившихся", которое было основано на активном сосуществовании и сотрудничестве между различными культурами, странами и политическими системами. "Движение неприсоединившихся", формально созданное в 1961 году и вскоре объединившее более сотни государств по всему земному шару, успешно боролось против колониализма, неоколониализма и решительно поддерживало ведущую роль Организации Объединённых Наций.

Тито умер 4 мая 1980 года в Любляне в возрасте 88 лет, позднее став легендой. Его похороны в Белграде стали его последней политической победой. На них присутствовало колоссальное количество политических лидеров, королей и принцев со всего света. Во время его похорон они все должны были стать рядом на небольшой платформе, воздавая должное мёртвому гиганту. Югославия была парализована и находилась в глубоком трауре.

Тито был коммунистическим диктатором, но он имел чувство социальной справедливости, чувство юмора, шика и искусства, и в целом людям он нравился. После его смерти многоэтническое и мультикультурное государство было не в состоянии найти ему реальную замену. За последнее десятилетие внутренние битвы за политическую власть раздробили федерацию. Тяжёлые тучи стали нависать над страной, а в воздухе стоял запах пороха.

II. ПРОШЛОЕ: УСТРЕМЛЁННОЕ ВПЕРЁД


Группа LAIBACH была создана 1-го июня 1980 года в Трбовлье, небольшом промышленном угледобывающем городке в Словении, которая тогда была одной из шести социалистических республик Югославии. История этого города была известна своим политическим радикализмом и революционной традицией. В сентябре 1980 года LAIBACH подготовили свой первый публичный проект в Трбовлье, названный "Красным районом". Этот провокационный проект, концерт и выставка, был запрещён до того, как открылся, что стало препятствием для первого выступления группы, несмотря на то, что последовавшая реакция средств массовой информации была не особо гневной.

Вскоре группа появилась в словенской столице Любляне, где они в январе 1982 года наконец сумели выступить перед аудиторией с неоднозначным концертом в историческом андеграундном клубе FV. Затем последовали их первые концерты в Загребе и Белграде. Позднее в том же году LAIBACH присутствовали на фестивале "Novi Rock" в центре Любляны, организованном известным "продюсером" Игором Видмаром. Шоу целиком транслировалось по радио и вызвало эмоциональный отклик по всей Словении. Этот концерт связан с незабываемым появлением на сцене Томаса Хостника, в то время являвшимся вокалистом группы. Следующий его концерт под названием "Прикосновение Зла", прошедший в декабре 1982 года в Загребе, стал его последним публичным деянием. Вскоре он навсегда покинул группу.

23-го апреля LAIBACH провели концерт, продолжавшийся всю ночь, вместе со своими гостями, группами 23 Skidoo и Last Few Days, на "Музыкальном Бьеннале-1983" в Загребе. Концерт был остановлен в 5 часов утра с применением силы представителями югославской армии и хорватской полиции из-за фильма, который LAIBACH использовали на заднем плане во время своего шоу. Группа была выдворена из Хорватии.

В то же самое время они опубликовали свой манифест в недавно созданном журнале о культуре "Nova Revija" (выпуск 13-14), который играл важную роль в отстаивании в середине 80-х независимости республики Словения. 23 июня 1983 года группа впервые появилась на телевидении, дав интервью в программе о текущих событиях "Телевизионный еженедельник". Участники группы были одеты в военные френчи и нарукавные повязки с чёрным крестом в качестве своего символа и декламировали свои довольно таинственные заявления. Это интервью было показано прямо после репортажа о фашистском насилии против словенцев в Триесте, а в дополнительно смонтированной части ведущий, Юре Пенгов, призвал аудиторию, сидящую перед телевизионными экранами, к прямому политическому линчеванию группы. Это зрелище вызвало жаркие дискуссии, а вскоре за ними последовал запрет на публичные выступления в Словении и использование названия LAIBACH.

Запрещённые и затравленные на родине, LAIBACH отправляются в Европу, которую они объявили "оккупированной". В ноябре и декабре 1983 года проходит "Тур по Оккупированной Европе", первое европейское турне группы вместе с британской группой Last Few Days. Тур из 17 концертов охватил 16 городов в 8 странах в восточной и западной частях "занавеса". Дерзкое турне не обошлось без проблем. Сначала им помешали въехать в Чехословакию. Позже в Варшаве члены LAIBACH были провозглашены коммунистами за песню о генерале Ярузельски. В Западном Берлине были запрещены их плакаты "Оккупированная Европа". Тур завершился 23-го декабря впечатляющим концертом в лондонском клубе "Diorama". Возвратившись в Любляну и проигнорировав запрет, группа провела успешное анонимное концертное выступление в "Malci Belic Hall" в декабре 1984.

В том же году они основали художественный и социальный партизанский коллектив NSK, Neue Slowenische Kunst (Новое Словенское Искусство). Это был союз трёх групп – LAIBACH, Irwin и Scipion Nasice Sisters Theatre, а также множества подгрупп, использующих различные средства массовой информации и таким образом приумноживших деятельность и эстетику LAIBACH. Позднее, в 1992 году, NSK провозгласило себя виртуальным "государством во времени" без физической территории и стало выпускать паспорта, организовывать "посольства" и "консульские" мероприятия в разных странах.

В апреле 1985 года на словенском лейбле Ropot ("Шум")был издан первый альбом. Из-за запрета на использование названия LAIBACH он появился без названия. Вместо этого на обложке красовался их своеобразный символ чёрного креста. Альбом 1985 года "Rekapitulacija 1980-1984", выпущенный независимым гамбургским лейблом Walter Ulbricht Schallfolien, был первой записью LAIBACH, ставшей международным релизом. Вслед за "Nova Akropola", альбомом LAIBACH 1986 года, изданном на британском независимом лейбле Cherry Red Records, группа подписала контракт с лейблом Mute Records из Лондона. В сентябре 1986-го танцор Майкл Кларк, чьё творчество вызывало противоречивые мнения, пригласил LAIBACH поучаствовать в его спектакле "No Fire Escape In Hell" ("В Аду нет пожарного выхода") и выступить на 11 шоу в лондонском театре Sadler's Wells и в других мировых театрах. Альбом "Opus Dei", изданный в 1987 году, был первым альбомом группы на новом лейбле Mute и включал в себя пресловутую версию евро-поп хита "Life Is Life" и немецкоязычный римейк песни "One Vision" группы Queen. В то же самое время они много стали говорить об идее единой Германии и единой Европы, Соединённых Штатов Европы. В том же году они написали музыку для постановки пьесы Шекспира "Макбет" в гамбургском Немецком национальном театре и приняли в ней участие.

В феврале 1987 года состоялось первое с 1984 года победное выступление LAIBACH в Словении и первый их официальный концерт со дня запрещения. Теперь запрет был официально снят.

Издание лайбаховских кавер-версий песни Rolling Stones "Sympathy For The Devil" и кавер-версии альбома Beatles "Let It Be" в 1988 году сопровождалось европейско-американским турне "Sympathy For The Devil tour". Когда участников группы спросили, религиозны ли они, LAIBACH ответили американцам, что они верят в Бога, но не уповают на него.

Тем временем политическая ситуация в Югославии, с приходом к власти в Сербии Милошевича и полным крахом экономики, сложившейся после смерти Тито, начала обостряться. Призывы к изменению политической системы и конституции Югославии, а также призывы к гражданской войне, становились сильнее и требовательнее. Ситуация в Европе была не менее напряжённой. Берлинская стена и железный занавес в целом с обеих сторон стали "протекать" и в конце концов были разрушены. Произошёл крах системы в Советском Союзе и всём Восточном блоке, что более или менее положило конец утопическим грёзам о коммунистическом рае. Но не в Югославии, которая медленно вновь превращалась в самую взрывоопасную часть Европы.

В 1989 и 1990 годах LAIBACH проехались с прощальным туром по умирающей стране. На концертах в Белграде, Загребе и Сараево группа предупреждала аудиторию и средства массовой информации о грядущей трагедии, но было уже слишком поздно. Война вернулась на Балканы, словно какое-то проклятие. Словении удалось выйти из состава Югославии. Последовавшее за декларацией о независимости новой страны военное противостояние длилось всего десять дней.

26-го декабря 1990 года LAIBACH выступили на термоэлектростанции в Трбовлье, это было их первое возвращение в свой родной город с момента запрета проекта в 1980-м. Концерт отметил десятилетие LAIBACH и символически одновременное учреждение независимости Словении.

В 1992 году группа выпускает экспериментальную запись под названием "Kapital" и едет в очередное турне по Северной Америке и Европе.

После издания своего пророческого альбома "NATO", LAIBACH начали "Occupied Europe NATO tour of 1994-1995" ("NATO-тур по оккупированной Европе 1994-1995"). В рамках этого тура состоялись первые выступления LAIBACH в Москве и незабываемое шоу в люблянском клубе "DC3 Dakota". Турне завершилось двумя концертами 21 и 22 ноября в осаждённом Сараево как части мероприятия "NSK State Sarajevo" (Государство NSK Сараево) за несколько дней до того, как войска NATO вошли в город. Сараево было объявлено "территорией государства NSK" на неделю, и гражданам Сараево были розданы несколько сотен паспортов NSK.

В 1997 году LAIBACH особенно сконцентрировались на Европе и США с альбомом "Jesus Christ Superstars". В концертной программе "NATO" LAIBACH cделали миру очередное таинственное предупреждение о событиях 11-го сентября, находящееся в двух песнях из этих двух альбомов: "2525" из альбома "NATO" и "God Is God" из альбома "Jesus…".

"Война уничтожит очертание последнего здания" ("2525")
"… городские стены обрушатся и башни падут" ("God Is God")

В 1997 году они вновь возвратились в Любляну с концертом в клубе "Krizanke", а завершили этот год знаменательным турне из девяти концертов по Украине, России и Сибири, от Новосибирска до Барнаула. Последний концерт 1997 года прошёл перед началом войны в Косово в сербской и югославской столице Белграде, как раз перед американской бомбёжкой города. Это эмоциональное выступление для 3500 человек было первым концертом LAIBACH в Белграде с начала войны в бывшей Югославии. Более сотни солдат защищали LAIBACH во время этого шоу из-за бесчисленных публичных угроз в адрес группы. Всё же ночью рядом с их гостиницей взорвалась заложенная в грузовике бомба. К счастью никто не пострадал.

Одним из наиболее важных выступлений в карьере LAIBACH стало мероприятие по открытию месяца европейской культуры в Любляне в мае 1997-го, когда они предстали перед президентами нескольких государств, приглашёнными дипломатами и сановниками. Этот концерт был монументальным: Словенский филармонический оркестр и хор исполняли раннюю тяжёлую индустриальную музыку LAIBACH, аранжированную с массивным филармоническим звучанием. И вновь это шоу вызвало многочисленные противоречивые отклики, включая демонстративный уход с концерта архиепископа Любляны.

В течение 23 лет существования LAIBACH выступили во многих странах Восточной и Западной Европы и Северной Америке, они появились во многих известных местах мира и посетили множество фестивалей. За 16 лет LAIBACH выпустили 16 альбомов и большое количество синглов. Также группа создала музыку для 15 театральных постановок, а в некоторых из них даже непосредственно приняла участие. О LAIBACH и NSK были сделаны несколько документальных и полнометражных фильмов и клипов, также о LAIBACH были написаны несколько книг. В настоящее время LAIBACH издали очередной альбом, подготавливаясь к очередному турне, очередному фильму, очередной книге и очередной публичной авантюре. Название альбома – "WAT". Первый сингл с этой записи – "Tanz Mit Laibach". Вероятно, "WAT" имеет дело со временем и с самими LAIBACH. Но давайте посмотрим, что группа может рассказать об этом.

III. НАСТОЯЩЕЕ: ВРЕМЯ


01. B-Mashina



Эта первая песня – единственный кавер, который мы сделали для этого альбома. Мы нашли эту песню очень вдохновляющей и очень лайбаховской. Она говорит о судьбе, деньгах, вселенной, мечтах, машинах и о последнем дне, всё это – любимые лайбаховские темы. В ней есть немного от "Бегущего по лезвию", немного от "Космической одиссеи", а также немного от "Соляриса". Даже что-то от "Звёздных войн" и "Стартрека". Все великие эмоции вечности и самого времени.


02. Tanz Mit Laibach



Эта песня была вдохновлена немецко-американской дружбой. Мы считаем, что хорошие отношения между Германией и Америкой чрезвычайно важны в эти трудные и чувствительные времена. Дружба между ними была основана во время и после Второй мировой войны, когда Америка великодушно помогала взглянуть Германии на саму себя, чтобы осуществить самоанализ и вновь стать одним из самых преуспевающих, могущественных и именно национальных государств настоящего времени. Возможно у Германии, которая наконец становится центральным государством объединённой Европы, скоро появится шанс оказать такую же помощь Америке в её бесконечной и изнуряющей борьбе с миром зла. Так что эта песня – о проблемах этой великой дружбы и их решениях. Но также это и песня о LAIBACH, о тех радости и счастье, которые мы испытываем как посланники свободы и миссионеры истины. Мы считаем, что можем примирить эти две и другие великие нации, только если они будут внимательно слушать то, что мы должны им сказать. Если это сработает, то все мы сможем счастливо дотанцевать до конца времени. Если же это не сработает, то этот танец завершится намного скорее.


03. Du Bist Unser



"Du Bist Unser" ("Ты – наш") – это очень религиозная песня, текст которой написан одним нашим хорошим другом, нашим соратником и гражданином NSK – философом Петером Млакаром. Насколько мы её понимаем, она является поэтичным, но глубоким размышлением об абсолюте и молитвой, обращённой к вечности. Поскольку в основном она посвящена великому бытию превосходящего Бога, мы решили сделать эту песню бодрой и яркой, напоминающей воскресную прогулку в городском парке.


04. Achtung!



Нам очень нравится это немецкое предупреждающее слово "achtung" ("внимание!", "осторожно!"), и поэтому мы хотели создать что-то, используя только его. В конце концов мы решили употребить его в рамках этой песни, которая ясно говорит о привлекательности противоположности, о внешнем виде предмета и его скрытой истине, о различии между формой и её содержанием, о парадоксе реальности. Мы нашли эту проблему крайне фатальной, но также и весьма забавной, потому что она простым способом объясняет единственную формулу хорошей философии и качества жизни.


05. Now You Will Pay



Каждый должен рано или поздно выплатить свои долги, а в обществе потребителей каждый живёт в долг. Плата обычно собирается иностранцами, новоприбывшими, побеждёнными, теми, у кого нет ничего, что можно было бы проиграть, потому что в своей жалкой жизни они не могут ничего приобрести. Люди избегают и не любят их, поскольку они напоминают им об их собственной ничтожности. Арабы, негры, евреи, турки, мексиканцы, цыгане, славяне. Они – варвары, не достаточно искушённые для того, чтобы знать различие между наслаждением и удовольствием. Мы должны признать, что LAIBACH также принадлежит к ним. Фактически мы всегда с гордостью считали самих себя истинными варварами, прибывшими из наших тайных восточных укрытий на богатый запад, которые берут и похищают где бы то ни было и у кого бы то ни было всё, что только возможно, а затем возвращаются, чтобы отдохнуть и насладиться добычей дома. Мы серьёзно надеемся и решительно убеждены в том, что объединённая Европа не будет полностью останавливать этот процесс плодородного, экзотического культурного обмена.


06. Hell: Symmetry



Это песня о добре и зле, об их бесконечных отношениях любви-и-ненависти и их сражениях, за исключением того, что в наше время зло является добром, а добро – злом. Конечно, как обычно LAIBACH поддерживает обе стороны.


07. Das Spiel Ist Aus



Это другая предупреждающая песня, поэтому мы вновь решили использовать немецкий язык. Предупреждение говорит, что игра закончена, во всех состояниях и всеми способами. Было достаточно пройдено только в одном направлении, и сейчас настало время, чтобы изменить это и пойти противоположным путём. В основном эта песня – призыв к революции, социальной, политической, религиозной революции, и мы создали её, потому что верим в принципы алмаза, диалектического материализма. Мы считаем, что всякое действие имеет своё противодействие, и, пока не слишком поздно, все должны искать свою собственную истину и смысл в своей же оппозиции, в собственном отражении. Но мы, конечно, можем быть неправы. Никогда не знаешь, что происходит на самом деле.


08. Satanic Versus



Это стихотворение – о том, насколько может быть фатальным выражение чьих-то собственных убеждений, мнений и поступков, неважно чего это может стоить. Чем выше затраты, тем более сильным является выражение, и тем сильнее оно приближается к Принцу Тьмы.


09. The Great Divide



"Великое Разделение" – о смерти и о великих отличиях в реальности. Эти различия в понимании того, что правильно и неправильно, могут быть жестокими и смертоносными, особенно в чувствительные времена и в экстремальных, подобных войне ситуациях, когда наши роли можно запросто разделить на роли жертв и их палачей. Все мы являемся узниками и сырой пищей для большой плотоядной машины, мега-машины жизни и смерти. Этот повелитель реальности в действительности не заботится об оттенках и различиях. Деликатно, в духе демократического консюмеризма, он проглатывает всё и всех с громадным и бесконечным аппетитом.


10. Anti-Semitism



Как термин, "антисемитизм" возник в 1870 году, но на самом деле это старая концепция: выражение неприязни к иному. Исторически антисемитизм восходит к временам гораздо более отдалённым. Он существовал ещё за столетие до начала христианской эры в Александрии, а позже присутствовал и в классическом Риме, оттуда с распространением христианства он разошёлся по всему миру. Антисемитизм до сих пор является одной из главных международных проблем. Это самый мощный инструмент политики, и он утверждает себя как инструмент противодействия. В качестве оправдания он потенциально является страшной силой для зла, независимо от того, насколько абстрактным может быть его сегодняшнее использование и определение!

11. Ende



В этой короткой песне с продолжительным "эмбиентом" мы просто размышляем только об одной вещи: о большом конце. Не о разновидности киношного конца, не просто о неком конце с последующим новым началом, но о конце времени, о конце непосредственно самого конца. Конечно, очень трудно постичь это измерение, и, как это ни парадоксально, мы обнаружили, что вместо апокалиптической песни о конце всего, в действительности мы создали только прекрасное стихотворение о конце современной песни. Это произошло вероятно из-за того, что конец всех концов слишком труден, слишком абстрактен для уразумения. Или может быть его вообще не существует.

IV. БУДУЩЕЕ: ВРЕМЯ


12. Tanz Mit Laibach (video edit)



13. WAT



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...